Cайт является помещением библиотеки. Все тексты в библиотеке предназначены для ознакомительного чтения.

Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

Карта сайта

Все книги

Случайная

Разделы

Авторы

Новинки

Подборки

По оценкам

По популярности

По авторам

Рейтинг@Mail.ru

Flag Counter

Христианство
Автора нет или неизвестен
Материалы II Ватиканского собора. О средствах массовой коммуникации.

ПАВЕЛ ЕПИСКОП РАБ РАБОВ БОЖИИХ

С ОТЦАМИ СВЯТЕЙШЕГО СОБОРА

НА ВЕЧНОЕ ПАМЯТОВАНИЕ

Декрет

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

IM

"Inter mirifica"

1. Из числа поразительных технических изобретений, которые — особенно в нынешнее время — человеческий гений по благоволению Божию почерпнул из тварного мира, Матерь Церковь принимает и окружает особым вниманием те, которые касаются прежде всего человеческого духа, открывая новые пути для самого беспрепятственного сообщения всевозможных известий, идей и наставлений. В ряду этих изобретений особое место занимают те средства, которые по самуй природе своей могут затронуть и подвигнуть не только отдельных лиц, но и массы, и даже всё человеческое общество — каковы печать, кинематограф, радио, телевидение и тому подобное — и которые поэтому могут по праву называться "средствами массовой коммуникации".*

2. Разумеется, Матери Церкви известно, что эти средства, если их использовать правильно, оказывают роду человеческому немалую помощь, поскольку они весьма способствуют отдыху и воспитанию духа, а также распространению и укреплению Царства Божия. Но известно ей и о том, что люди могут пользоваться ими вопреки замыслу Божественного Творца и обращать их во вред самим себе. Более того: её материнское сердце сжимается от боли при мысли о том ущербе, который слишком часто терпело человеческое общество из-за злоупотребления этими средствами.

Поэтому Святейший Собор, продолжая бдительную заботу Верховных Первосвященников и Епископов в столь важном деле, считает своим долгом обсудить первостепенные вопросы, связанные со средствами массовой коммуникации. Кроме того, он уверен, что его [53]   учение и предписания в области веры и нравов, изложенные таким образом, послужат не только спасению верных Христу, но и прогрессу всего человеческого общества.

Глава I

3. Поскольку Католическая Церковь была основана Христом Господом для того, чтобы принести спасение всем людям, она сознаёт необходимость проповедовать Евангелие и потому считает своим долгом провозглашать спасительную весть также при помощи средств массовой коммуникации и учить людей их правильному использованию.

Поэтому Церкви принадлежит прирождённое право пользоваться и владеть этими средствами в той мере, в какой они необходимы или полезны для христианского воспитания и для всякого дела спасения душ. А на священных Пастырей возлагается обязанность так наставлять верных и руководить ими, чтобы они и с помощью этих средств обретали спасение и совершенство: как для самих себя, так и для всей человеческой семьи.

С другой стороны, именно мирянам надлежит прежде всего оживотворять эти средства человеколюбивым и христианским духом, чтобы они вполне отвечали великим чаяниям человечества и Божественному замыслу.

4. Чтобы должным образом применять эти средства, тем, кто ими пользуется, совершенно необходимо знать нормы нравственного порядка и верно приводить их в исполнение в этой области. Поэтому пусть они обращают внимание на содержание того, чту передаётся в зависимости от особой природы того или иного средства. Вместе с тем им следует принимать во внимание все условия или обстоятельства — то есть цель, лица, место, время и так далее — при которых совершается данное сообщение и которые могут исказить или полностью изменить его подлинный смысл. В их число входит и образ действия, свойственный каждому такому средству, то есть его сила, которая может быть настолько велика, что люди, особенно неподготовленные, лишь с немалым трудом могут её заметить, преодолеть, а при необходимости и отразить.

5. В первую очередь необходимо, чтобы все те, кто пользуется этими средствами, составили себе верное представление об их употреблении, особенно в том, что касается некоторых вопросов, обсуждаемых в нашу эпоху наиболее оживлённо. [55] 

Первый вопрос касается так называемой информации, то есть сбора и распространения новостей. Совершенно очевидно, что она чрезвычайно полезна и необходима ввиду прогресса нынешнего человеческого общества и более тесных связей между его членами. Ведь открытое и своевременное сообщение о событиях и фактах позволяет получать более полные и постоянные сведения о них всем людям, чтобы и они могли успешнее способствовать общему благу и все вместе более беспрепятственно содействовали дальнейшему прогрессу всего гражданского общества. Поэтому человеческое общество имеет право на информацию о том, что небесполезно знать людям — как по отдельности, так и объединённым в общество — соответственно положению каждого из них. Однако для того, чтобы верно пользоваться этим правом, требуется, чтобы сообщение всегда было правдивым в том, что касается его предмета, а также полным — при том, что начала справедливости и любви должны оставаться в неприкосновенности. Кроме того, по своему способу воздействия сообщение должно быть честным и пристойным, то есть свято соблюдать нравственные законы, законные права и достоинство человека — как в сборе новостей, так и в их распространении; ибо не всякое знание идёт на пользу, "а любовь назидает" (1 Кор 8, 1).

6. Второй вопрос касается взаимоотношений между так называемыми правами искусства и нормами нравственного закона. Поскольку споры, множащиеся вокруг этой темы, зачастую возникают из-за ложных этических и эстетических учений, Собор заявляет, что абсолютно все должны признавать первенство объективного нравственного порядка: лишь он один превосходит и надлежащим образом согласует друг с другом все прочие разряды человеческих ценностей, сколь бы достойными они ни были, не исключая и искусства. Ибо только нравственный порядок затрагивает человека — разумное творение Божие, призванное к высшей цели — во всей полноте его природы; и, если этот порядок всецело и верно соблюдается, он приводит человека к полному обретению совершенства и счастья.

7. Наконец, повествование о нравственном зле, его описание или изображение, разумеется, может — в том числе и через средства массовой коммуникации — способствовать более глубокому познанию и исследованию человека, проявлению и возвышению величия истины и добра, и именно благодаря достигаемым при этом драматическим эффектам. Однако для того, чтобы они не приносили душам скорее вред, чем пользу, они должны полностью подчиняться нравственным законам, особенно в том случае, когда речь идёт о темах, [56]   требующих должной сдержанности или же подстрекающих человека, уязвлённого первородным грехом, к порочным страстям.

8. Поскольку сегодня общественное мнение оказывает громадное влияние на частную и общественную жизнь всех граждан, к какой бы среде они ни принадлежали, необходимо, чтобы все члены общества осуществляли и в этой области свой долг справедливости и любви. Поэтому им следует использовать средства массовой коммуникации для формирования и распространения верного общественного мнения.

9. Особые обязанности возлагаются на всех тех, кому эти средства адресованы, то есть на читателей, зрителей и слушателей, которые по своему личному и свободному выбору принимают сообщения, распространяемые через эти средства. Ведь для верного выбора им следует всячески поощрять всё то, что выделяется нравственной, культурной и художественной ценностью и, напротив, избегать всего того, что может стать для них самих причиной духовного ущерба или поводом к нему, дурным примером навлечь опасность на других, препятствовать добрым сообщениям и способствовать дурным. Последнее происходит по большей части в тех случаях, когда деньги платят тем, кто использует эти средства исключительно ради наживы.

Поэтому, чтобы исполнять нравственный закон, пусть люди, которым эти средства адресованы, не пренебрегают своей обязанностью своевременно осведомляться о суждениях, выносимых по этим вопросам полномочной властью, и следовать им согласно нормам здравой совести. Для того же, чтобы успешнее сопротивляться дурным влияниям и поощрять добрые, пусть они стараются верно направлять и воспитывать свою совесть.

10. Лица, которым адресованы средства массовой коммуникации, и особенно молодёжь, пусть приучаются к умеренности и дисциплине в использовании этих средств. Кроме того, им следует стремиться к более глубокому пониманию увиденного, услышанного и прочитанного, а также обсуждать всё это со своими воспитателями или же со сведущими людьми, учась тем самым вырабатывать правильное суждение. Родители же пусть помнят о своей обязанности тщательно следить за тем, чтобы зрелища, пресса и тому подобное, противоречащие вере и нравственности, не проникали в их дом и чтобы их дети не сталкивались с ними где-либо в другом месте.

11. Особый нравственный долг в деле верного использования средств массовой коммуникации возлагается на журналистов, писателей, [57]   актёров, режиссёров, продюсеров, на лиц, занятых планированием и сбытом, на исполнителей, торговцев и критиков — словом, на всех, кто тем или иным образом участвует в производстве и передаче сообщений. Ведь вполне очевидно, сколь многие важнейшие обязанности должны возлагаться на них при современном состоянии человечества, поскольку они могут направлять род человеческий на добрый или дурной путь, знакомя его с информацией и оказывая на него воздействие.

Поэтому им нужно будет согласовать свои экономические, политические и художественные интересы таким образом, чтобы они никогда не оборачивались против общего блага. Дабы легче было добиться этого, им всячески рекомендуется вступать в профессиональные объединения, обязывающие своих членов — при необходимости даже посредством договора о верном соблюдении нравственного кодекса — уважать нравственные законы во всех своих профессиональных занятиях и делах.

Пусть они всегда помнят о том, что значительную часть читателей и зрителей составляет молодёжь, которая нуждается в прессе и зрелищах, способных обеспечить ей достойное развлечение и привлечь души к предметам возвышенным. Кроме того, им следует заботиться о том, чтобы сообщения о делах, имеющих отношение к религии, поручались достойным и сведущим лицам и совершались с должным уважением.

12. На гражданскую власть возлагаются в этой области особые обязанности ввиду общего блага, к которому направлены эти средства. Ибо задача гражданской власти — в силу своих служебных обязанностей защищать и оберегать подлинную и справедливую свободу информации, которая совершенно необходима современному обществу для его развития, особенно в том, что касается прессы; поощрять религию, культуру, изящные искусства; обеспечивать людям, которым адресованы средства массовой коммуникации, право пользоваться своими законными правами. Кроме того, задача гражданской власти — поддерживать те начинания, которые, будучи чрезвычайно полезными, особенно для молодёжи, не могут осуществиться при иных условиях.

Наконец, гражданская власть, проявляющая законную заботу о благополучии граждан, обязана посредством издания особых законов и их тщательного исполнения справедливо и бдительно следить за тем, чтобы превратное использование этих средств не влекло за собою серьёзных опасностей для общественной нравственности и прогресса общества. Такая неусыпная забота никоим образом [58]   не стесняет свободы отдельных людей или их объединений, особенно в том случае, если действенные меры предосторожности не применяются теми, кто использует эти средства в силу своих служебных обязанностей.

Особую заботу следует проявлять, чтобы оградить детей и подростков от такой прессы и таких зрелищ, которые способны повредить им в их возрасте.

Глава II

13. Всем чадам Церкви следует единодушно прилагать совместные усилия к тому, чтобы средства массовой коммуникации без малейшего промедления и с величайшим старанием успешно применялись во многообразных делах апостольства соответственно потребностям времени и места, предотвращая вредоносные начинания, особенно в тех регионах, нравственное и религиозное развитие которых настоятельно требует от них напряжённой деятельности.

Поэтому Пастырям надлежит ревностно исполнять свой долг в этой области, тесно связанный с их повседневной обязанностью проповедовать Евангелие. И миряне, принимающие участие в использовании этих средств, пусть стараются подавать свидетельство о Христе: прежде всего исполняя свои служебные обязанности со знанием дела и с апостольским духом, а кроме того — в меру сил осуществляя непосредственную помощь в пастырской деятельности Церкви, применяя для этого свои технические, экономические, культурные или художественные возможности.

14. Прежде всего нужно поощрять достойную прессу. Но для того, чтобы полностью воспитать в читателях истинно христианский дух, следует, кроме того, создавать и развивать подлинно католическую печать — то есть такую, которая при поддержке и под руководством либо самуй церковной власти, либо мирян, издаётся с открытой целью: формировать, укреплять и развивать общественное мнение, согласное с естественным правом, католическим вероучением и нравственностью, а также распространять и честно освещать факты, имеющие отношение к жизни Церкви. Нужно внушать верующим, что читать и распространять католическую печать необходимо для того, чтобы составить себе христианское суждение обо всех событиях.

Всеми действенными средствами следует поощрять и обеспечивать производство и демонстрацию кинофильмов, способствующих [59]   достойному развлечению и полезных с точки зрения культуры и искусства — особенно тех, что предназначаются молодёжи. Это осуществляется прежде всего благодаря поддержке и координации трудов и начинаний достойных производителей и распространителей, а также благодаря поощрению фильмов, достойных похвалы, единодушным одобрением критиков и наградами, равно как и благодаря помощи в работе кинозалов, принадлежащих католикам и вообще людям честным, и созданию их объединений.

Надлежит также оказывать действенную поддержку достойным передачам по радио и по телевидению, особенно тем, что могут заинтересовать целые сймьи. Следует усердно поощрять католические передачи, привлекающие слушателей и зрителей к участию в жизни Церкви и способствующие усвоению религиозных истин. Там, где это окажется уместным, нужно проявлять попечение о создании католических радиостанций; однако при этом надлежит заботиться о том, чтобы их передачи отличались подобающим качеством и действенностью.

Наконец, следует радеть о том, чтобы древнее и благородное сценическое искусство, которое ныне уже распространяется широко благодаря средствам массовой коммуникации, стремилось дать зрителям культурное и нравственное воспитание.

15. Чтобы удовлетворить вышеизложенные потребности, нужно безотлагательно заняться подготовкой священников, монашествующих и мирян, обладающих надлежащим мастерством в использовании этих средств для целей апостольства.

Прежде всего необходимо дать мирянам подготовку в вопросах искусства и техники, вероучения и морали, умножая число школ, факультетов и институтов, где журналисты, авторы фильмов, радио- и телепередач, а также все прочие заинтересованные лица могли бы получить полное образование, пропитанное христианским духом — особенно в том, что относится к социальному учению Церкви. Нужно также воспитывать театральных артистов и помогать им, чтобы своим искусством они успешно содействовали благу общества. Наконец, следует тщательно готовить литературных критиков, а также критиков для кинематографа, радио, телевидения и прочих, которые прекрасно знали бы своё дело, учась и призываясь выносить такие суждения, в которых момент нравственный всегда занимал бы подобающее ему место.

16. Для того, чтобы различные по возрасту и образованию лица, которым адресованы средства массовой коммуникации, могли верно пользоваться этими средствами, находящимися в их распоряжении, [60]   им требуются подготовка и практика, учитывающая как их особенности, так и характер каждого из таких средств. Поэтому начинания, направленные к этой цели — особенно те, что предназначаются молодёжи — в католических школах всех степеней, в семинариях и в объединениях апостольства мирян следует поощрять и умножать, а также руководить ими согласно принципам христианской нравственности. Чтобы вернее достичь этой цели, при преподании катехизиса следует излагать и объяснять католическое вероучение и дисциплину относительно данного предмета.

17. Поскольку детям Церкви никак не подобает сидеть сложа руки, когда перед словом спасения встают препятствия из-за технических затруднений или расходов, и вправду огромных, которые требуют для себя эти средства, настоящий Священный Собор напоминает им о возложенной на них обязанности поддерживать и поощрять ежедневные и периодические католические издания, кинематографическое начинания, радио- и телевизионные станции и передачи, главная цель которых заключается в распространении и защите истины, а также в содействии христианскому воспитанию человеческого общества. В то же время он настоятельно призывает объединения и отдельных лиц, обладающих значительным влиянием в экономических и технических делах, охотно и щедро поддерживать за счёт своих возможностей и опыта эти средства — в той мере, в какой они служат подлинной культуре и апостольству.

18. Чтобы укрепить многообразное апостольство Церкви в области средств массовой коммуникации, в диоцезах всего мира по суждению Епископов следует ежегодно отмечать день, в который верующих наставляли бы относительно их обязанностей в этой сфере, призывали молиться за данное дело и вносить свою лепту на эту цель. Эти взносы следует использовать исключительно по прямому назначению, то есть на поддержку и поощрение учреждений и начинаний, развиваемых Церковью в этой области, с учётом потребностей всего католического мира.

19. В осуществлении своего высшего пастырского попечения в области средств массовой коммуникации Верховный Понтифик располагает особой Службой Святого Престола.1 [61] 

20. Обязанность Епископов будет состоять в том, чтобы следить в своих диоцезах за учреждениями и начинаниями такого рода, поддерживать их и управлять ими в той мере, в какой они касаются общественного апостольства — не исключая и тех, которые осуществляются под началом монашествующих, изъятых из юрисдикции местного Ординария.

21. Однако, поскольку для успешного апостольства в масштабах всей страны требуется единство в замыслах и усилиях, сей Священный Собор постановляет и повелевает, чтобы повсюду учреждались и всячески поддерживались национальные Службы по делам печати, кинематографа, радио и телевидения. Главная задача этих Служб будет заключаться в том, чтобы заботиться о формировании у верных должного сознания в использовании этих средств, а также поощрять и согласовывать всё то, что в этой области предпринимают католики.

В каждой стране руководство такими Службами следует поручить собранию Епископов или какому-либо делегированному Епископу. В работе этих Служб должны принимать участие и миряне, сведущие в католическом вероучении и в этих искусствах.

22. Кроме того, воздействие этих средств выходит за границы отдельных стран и в известном смысле превращает отдельных людей в граждан всего мира. Поэтому необходимо, чтобы национальные начинания в этой области приходили к сотрудничеству друг с другом и в международном масштабе. Каждая из Служб, о которых говорится в § 21, должна деятельно сотрудничать с соответствующим Международным католическим объединением. Эти Международные католические объединения законно утверждаются только Святым Престолом и ему подчиняются.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ

23. Чтобы все принципы и нормы настоящего Святого Собора касательно средств массовой коммуникации воплотились в жизнь, следует издать пастырское наставление по прямому поручению Собора и заботами той Службы Святого Престола, о которой говорится в § 19, прибегая к помощи знатоков этого предмета из различных стран.

24. В остальном же сей Святой Собор уповает на то, что все чада Церкви охотно примут и будут свято соблюдать установления и нормы, изложенные им выше, и потому не только не потерпят никакого вреда, пользуясь этими средствами, но с их помощью сдобрят [61]   землю и озарят мир, словно соль и свет. Кроме того, он призывает всех людей доброй воли — и прежде всего тех, у кого в руках находятся эти средства: пусть они стараются использовать их исключительно во благо человечеству, судьба которого день ото дня всё больше зависит от их верного применения. И пусть Имя Господне будет таким образом прославлено как древними произведениями искусства, так и этими новыми изобретениями, по слову Апостола: "Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же" (Евр 13, 8).

Всё, что провозглашено в этой Конституции. — и в целом, и по отдельности — было угодно Отцам Святейшего Собора. Апостольской властью, данной Нам Христом, Мы, вместе с Достопочтенными Отцами утверждаем, решаем и постановляем это во Святом Духе и повелеваем обнародовать во славу Божию то, что было постановлено на Соборе.

Рим, у Св. Петра, 4 декабря 1963 г.

Я, ПАВЕЛ, Епископ Католической Церкви
Следуют подписи Отцов 

Примечания

* Прим. ред.: Хотя в современном русском языке устоялось выражение "средства массовой информации" (СМИ), здесь решено было остановиться на ином варианте, подчеркивающем многосторонне коммуникативный характер этих средств.

1 Отцы Собора, охотно принимая пожелание "Секретариата по книгоиздательству и по руководству зрелищами", смиренно просят Верховного Понтифика о том, чтобы обязанности и полномочия этой Службы распространялись на все средства массовой коммуникации, не исключая и прессу, к чему необходимо привлечь специалистов из различных стран, в том числе и мирян.

Число просмотров текста: 4230; в день: 0.63

Средняя оценка: Никак
Голосовало: 4 человек

Оцените этот текст:

Разработка: © Творческая группа "Экватор", 2011-2014

Версия системы: 1.0

Связаться с разработчиками: [email protected]

Генератор sitemap

0