Cайт является помещением библиотеки. Все тексты в библиотеке предназначены для ознакомительного чтения.

Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

Карта сайта

Все книги

Случайная

Разделы

Авторы

Новинки

Подборки

По оценкам

По популярности

По авторам

Рейтинг@Mail.ru

Flag Counter

Христианство
Автора нет или неизвестен
Материалы II Ватиканского собора. Декрет о пастырском служении епископов в церкви.

ПАВЕЛ ЕПИСКОП РАБ РАБОВ БОЖИИХ

С ОТЦАМИ СВЯТЕЙШЕГО СОБОРА

НА ВЕЧНОЕ ПАМЯТОВАНИЕ

Декрет

О ПАСТЫРСКОМ СЛУЖЕНИИ ЕПИСКОПОВ В ЦЕРКВИ

CD

"Christus Dominus"

Вступление

1. Христос Господь, Сын Бога Живого, пришедший, чтобы спасти народ Свой от грехов1 и освятить всех людей, — как Сам Он был послан Отцом, так послал Он и Своих Апостолов,2 которых Он для этого освятил, передав им Святого Духа, чтобы и они прославили Отца на земле и спасали людей, "для созидания Тела Христова" (Еф 4, 12), которое есть Церковь.

2. В этой Христовой Церкви Римский Понтифик как преемник Петра, которому Христос доверил пасти овец и агнцев Своих, по Божественному установлению обладает высшей, полной, непосредственной и универсальной властью ради попечения о душах. Поэтому Он, посланный как пастырь всех верных ради общего блага всей Церкви и для того, чтобы обеспечить благо отдельных Церквей, обладает первенством ординарной власти над всеми Церквами.

А сами Епископы, поставленные Святым Духом, наследуют место Апостолов как душепастыри,3 и вместе с Верховным Понтификом, но под его началом, они посланы, чтобы увековечить дело Христа, вечного Пастыря.4 Ибо Христос дал Апостолам и их преемникам заповедь и власть учить все народы, освящать людей в истине и пасти [162]   их. Поэтому через данного им Святого Духа Епископы стали истинными и полновластными учителями веры, первосвященниками и пастырями.5

3. Это своё епископское служение, принятое через епископское посвящение,6 Епископы, участвуя в попечении обо всех Церквах, исполняют в общении с Верховным Понтификом и под его началом в том, что касается учительства и пастырского управления; относительно же всей Церкви Божией все Епископы объединены в одну Коллегию, или состав.

Это служение каждый из них осуществляет по отдельности относительно порученной ему части стада Господня, неся заботу о вверенной ему отдельной Церкви; однако иногда Епископы осуществляют своё служение и совместно, удовлетворяя те или иные общие потребности различных Церквей.

Поэтому Святейший Собор, учитывая также условия, в которых живёт человеческое общество, устремляющееся в нашу эпоху к новому порядку вещей,7 и намереваясь подробнее определить обязанности пастырского служения Епископов, постановляет следующее.

Глава I

О Епископах относительно всей Церкви в целом

I. Роль Епископов относительно всей Церкви в целом

4. В силу таинства рукоположения и иерархического общения с Главой и членами Коллегии Епископы становятся членами епископского состава.1 "Чин же Епископов, преемствующий собору Апостолов в учительстве и в пастырском управлении — и в котором, более того, сонм Апостолов непрерывно пребывает — со своим Главой, Римским Понтификом, и никогда без этого Главы, также является субъектом верховной и полной власти во всей Церкви, однако эта власть не может осуществляться без согласия Римского Понтифика".2 Эта власть [163]   "осуществляется в торжественном порядке на Вселенском Соборе":3 вот почему Святейший Собор решает, что все Епископы, являясь членами епископской Коллегии, имеют право участвовать во Вселенском Соборе.

"Та же коллегиальная власть в единении с Папой может осуществляться Епископами, обитающими в разных краях земли — но лишь в том случае, если Глава Коллегии призовёт их к коллегиальному действию или, по крайней мере, одобрит или свободно примет согласованное действие Епископов, живущих по всему миру, чтобы тем самым совершилось подлинно коллегиальное деяние".4

5. Епископы, избранные из различных регионов мира в том порядке и на тех основаниях, как постановил или постановит Римский Понтифик, оказывают более успешную помощь Верховному Пастырю Церкви в Совете, который носит особое название: Синод Епископов.5 Выступая от лица всего католического Епископата, он служит знбком того, что все Епископы в иерархическом общении принимают участие в попечении обо всей Церкви.6

6. Как законные преемники Апостолов и члены епископской Коллегии, Епископы всегда должны сознавать, что они связаны друг с другом, и проявлять заботу обо всех Церквах, ибо по Божественному установлению и по заповеди апостольского служения каждый из них вместе с прочими Епископами отвечает за Церковь.7 Особенно следует им заботиться о тех регионах мира, где Слово Божие ещё не было возвещено, а также о тех, в которых верные Христу, главным образом из-за недостаточного числа священников, ввергаются в опасность отойти от заповедей христианской жизни и даже потерять саму веру.

Поэтому пусть Епископы, прилагая все усилия, стараются, чтобы верные ревностно поддерживали и развивали дела евангелизации и апостольства. Кроме того, им нужно усердно заботиться о подготовке достойных священнослужителей, а также их помощников — как [164]   монашествующих, так и мирян — для миссионерских территорий и для стран, испытывающих недостаток в священниках. Пусть они заботятся и о том, чтобы по мере возможности некоторые из их священников отправлялись на вышеуказанные миссионерские территории или в диоцезы, дабы совершать там священнослужение постоянно или, по крайней мере, в течение определённого времени. Кроме того, в использовании церковного имущества Епископам надлежит учитывать потребности не только своего диоцеза, но и других отдельных Церквей, поскольку они тоже являются частями единой Церкви Христовой. Наконец, пусть они стремятся в меру своих сил облегчать несчастья, от которых страдают другие диоцезы или регионы.

7. Прежде всего им следует окружать своей братской любовью тех священных Предстоятелей, которые терпят наветы и бедствия ради имени Христова, находятся в заключении или лишены возможности осуществлять своё служение, и обращать к ним подлинную и деятельную заботу, чтобы молитвой и делом умерять и облегчать страдания собратьев.

II. Епископы и Апостольский Престол

8. а) Как преемникам Апостолов, Епископам в порученных им диоцезах принадлежит сама по себе вся ординарная, собственная и непосредственная власть, необходимая для осуществления их пастырского служения; однако при этом остаётся полностью неприкосновенной та власть, благодаря которой Римский Понтифик в силу своего служения может удерживать некоторые делб за самим собой или за иной властью.

б) Каждый диоцезный Епископ может в особых случаях дать диспенсацию от общего закона Церкви тем верным, над которыми он осуществляет свою власть согласно праву — всякий раз, когда он сочтёт, что это будет способствовать их духовному благу, если только верховная власть Церкви особо не удержит за собою данный случай.

9. В осуществлении своей верховной, полной и непосредственной власти по отношению ко всей Церкви Римский Понтифик пользуется услугами ведомств Римской Курии, которые поэтому исполняют свои служебные обязанности от его имени и его властью во благо Церквей и во служение священным пастырям.

Однако Отцы Святейшего Собора желают, чтобы эти ведомства, оказавшие Римскому Понтифику и пастырям Церкви столь значи[165]   тельную помощь, получили новый распорядок, более сообразный с потребностями времени, регионов и обрядов — особенно в том, что касается их числа, названий, полномочий и порядка действий, а также взаимной координации их трудов.8 Отцы Собора желают также, чтобы, учитывая особенности пастырского служения Епископов, были подробнее определены обязанности легатов Римского Понтифика.

10. Кроме того, поскольку эти ведомства были учреждены ради блага всей Церкви, желательно, чтобы их члены, должностные лица и консультанты, а также легаты Римского Понтифика, по возможности чаще назначались из различных церковных регионов, дабы службы или центральные органы католической Церкви выказывали подлинно вселенский характер.

Высказывалось и мнение о том, чтобы к членам этих ведомств причислялись также некоторые Епископы, особенно диоцезные, которые могли бы полнее поведать Верховному Понтифику о мыслях, пожеланиях и потребностях всех Церквей.

Наконец, Отцы Собора полагают, что будет весьма полезно, если священные ведомства станут больше прислушивались ко мнению мирян, отличающихся добродетелью, знаниями и опытом, чтобы и они исполняли подобающую им роль в делах Церкви.

Глава II

О Епископах относительно отдельных

Церквей, или диоцезов

I. Диоцезные Епископы

11. Диоцез — это часть народа Божия, вверяемая пастырскому попечению Епископа в сотрудничестве с пресвитерием, чтобы она, держась своего пастыря и будучи собрана им во Святом Духе посредством Евангелия и Евхаристии, составила отдельную Церковь, в которой воистину пребывает и действует единая святая католическая и апостольская Церковь Христова.

Все Епископы, которым поручена забота о той или иной отдельной Церкви, пасут своих овец от имени Господа под началом Верховного Первосвященника как собственные, ординарные и непосредственные пастыри этих Церквей, исполняя по отношению к ним обязанность [166]   учительства, освящения и управления. Однако Епископы должны признавать правб, законно принадлежащие либо Патриархам, либо иным иерархическим властям.1

Пусть Епископы ревностно исполняют своё апостольское служение как свидетели Христа перед всеми людьми, заботясь не только о тех, кто уже следует за Пастыреначальником, но также всей душой посвящая себя тем людям, которые так или иначе отклонились от пути истины, равно как и тем, кто ещё не знает Евангелия Христа и Его спасительного милосердия, покуда все не будут наконец ходить "во всякой благости, праведности и истине" (Еф 5, 9).

12. Исполняя своё учительское служение, пусть они возвещают людям Евангелие Христа — ведь в числе главных обязанностей Епископов эта стоит на первом месте,2 — в силе Духа призывая их к вере или же утверждая их в живой вере. Епископы должны излагать им тайну Христову во всей её полноте, то есть те истины, не знать которые означает не знать Христа, равно как и открытый свыше путь к прославлению Бога, а тем самым и к достижению вечного блаженства.3

Кроме того, пусть Епископы указывают, что земные дела и человеческие установления по предначертанию Бога-Творца тоже направлены ко спасению людей и потому могут немало способствовать созиданию Тела Христова. Поэтому им следует учить о том, насколько высоко надлежит, по учению Церкви, ценить человеческую личность с её свободой и самуй телесной жизнью; семью, её единство и прочность, рождение и воспитание потомства; гражданское общество с его законами и профессиями; труд и досуг, искусства и технические изобретения; бедность и изобилие имущества. Наконец, пусть они предлагают способы, посредством которых можно решить важнейшие вопросы, касающиеся владения материальными благами, их возрастания и верного распределения, мира и войны, а также братского сосуществования всех народов.4

13. Пусть Епископы излагают христианское вероучение в порядке, сообразном с потребностями времени, то есть отвечающем на те [168]   затруднения и вопросы, которые наиболее терзают и тревожат людей. Это вероучение Епископы должны также блюсти, уча самих верных защищать и распространять его. В его преподании им следует удостоверять материнское попечение Церкви обо всех людях — как верующих, так и неверующих — окружая особой заботой бедных и немощных, благовествовать которым их послал Господь.

Поскольку задача Церкви — войти в диалог с тем человеческим обществом, в котором она живёт,5 то первостепенная обязанность Епископов состоит в том, чтобы приблизиться к людям, просить их о беседе и поддерживать такие беседы. Однако для того, чтобы в этих беседах о спасении истина всегда сочеталась с милосердием, а понимание — с любовью, необходимо, чтобы они отличались не только удобопонятностью речи, а вместе с тем смирением и кротостью, но и должным благоразумием, соединённым, однако же, с доверием, которое, содействуя дружбе, имеет свойство сближать души друг с другом.6

Для возвещения христианского вероучения пусть Епископы стараются применять различные средства, доступные в наше время, то есть прежде всего — проповедь и обучение вере, неизменно занимающие главное место; затем — изложение вероучения в школах, академиях, на конференциях и разного рода собраниях, равно как и его распространение посредством официальных заявлений, делаемых полномочной властью по поводу тех или иных событий через прессу и другие средства массовой коммуникации, которыми нужно всячески пользоваться для возвещения Евангелия Христа.7

14. Епископам надлежит следить за тем, чтобы катехетическая подготовка, которая стремится к тому, чтобы вера, объяснённая через учение, была в людях живой, явной и действенной, с усердной заботой преподавалась детям и подросткам, молодёжи, а также взрослым; за тем, чтобы в этом преподавании соблюдались надлежащий порядок и метод, отвечающий не только данному предмету, но также характеру, способностям, возрасту и условиям жизни слушателей; за тем, чтобы это преподавание основывалось на Священном Писании, Предании, Литургии, учительстве и жизни Церкви.

Кроме того, пусть они заботятся о том, чтобы катехисты должным образом готовились к исполнению своих обязанностей, хорошо знали [168]   вероучение Церкви, а также теоретически и практически изучали законы психологии и педагогические дисциплины.

Пусть Епископы стараются восстановить обучение взрослых вере или успешнее сообразовать его с современными условиями.

15. Исполняя своё святительское служение, пусть Епископы помнят о том, что они избраны из людей и поставлены ради людей в том, что имеет отношение к Богу, дабы приносить дары и жертвы за грехи. Ибо Епископы обладают полнотой таинства Священства, и им в осуществлении своей власти подчинены как пресвитеры, и сами посвящённые в истинные священники Нового Завета, чтобы стать заботливыми сотрудниками епископского Чина, так и диаконы, предназначенные ко служению Народу Божию в общении с Епископом и его пресвитерием. Поэтому Епископы — главные домостроители таин Божиих, направляющие, развивающие и охраняющие всю литургическую жизнь в порученной им Церкви.8

Поэтому пусть они всеми силами стараются, чтобы верные Христу глубже познавали пасхальную тайну и жили ею через Евхаристию, образуя единое Тело, теснейшим образом сплочённое в единстве любви Христовой.9 Постоянно пребывая в молитве и служении слова (ср. Деян 6, 4), пусть они не жалеют трудов ради того, чтобы все те, кто поручен их попечению, единодушно пребывали в молитве10 и благодаря принятию Таинств возрастали во благодати и были верными свидетелями Господу.

Как наставники совершенства, Епископы должны стремиться к тому, чтобы помогать своим клирикам, монашествующим и мирянам продвигаться на пути к святости согласно особому призванию каждого из них.11 Но при этом Епископам следует помнить о том, что они обязаны подавать пример святости своей любовью, смирением и простотой жизни. Пусть они так освящают вверенные им Церкви, чтобы в них ярко сиял дух всей Церкви Христовой. Поэтому они должны как можно усерднее способствовать священническим и монашеским призваниям, особой заботой окружая призвания к миссионерству. [169] 

16. В исполнении своего отцовского и пастырского служения Епископы должны быть посреди своих как служащие;12 как добрые пастыри, которые знают овец своих, и которых знают их овцы; как настоящие отцы, отличающиеся духом любви и заботы обо всех, власти которых, данной свыше, все подчиняются с благодарностью. Им следует так собирать и воспитывать всю семью своей паствы, чтобы все, зная свои обязанности, жили и действовали в общении любви.

Чтобы суметь успешно добиться этого, Епископы, годные на всякое доброе дело (ср. 2 Тим 2, 21), всё терпя ради избранных (ср. 2 Тим 2, 10), должны так строить свою жизнь, чтобы она была сообразна потребностям времени.

Священников, которые частично несут на себе обязанности и заботы Епископов и ежедневно исполняют их с таким ревностным усердием, Епископы пусть всегда окружают особой любовью, считая их своими сыновьями и друзьями,13 и потому, будучи готовы их выслушать, пусть стараются в доверительной близости с ними осуществлять всё пастырское дело в диоцезе.

Епископам надлежит заботиться об их духовном, умственном и материальном состоянии, чтобы они могли жить свято и благочестиво и осуществлять своё служение верно и плодотворно. Поэтому Епископам следует поддерживать такие заведения и устраивать такие особые собрания, где священники могли бы время от времени собираться: как для совершения более продолжительных духовных упражнений ради обновления своей жизни, так и для приобретения более глубоких познаний в церковных дисциплинах, особенно в Священном Писании и богословии, а также в важнейших социальных вопросах и в новых методах пастырской деятельности. Деятельным милосердием пусть Епископы окружают священников, находящихся в какой-либо опасности или в чём-либо изменивших своему долгу.

Чтобы иметь возможность успешнее заботиться о благе верующих соответственно состоянию каждого из них, пусть Епископы стараются хорошо узнать их потребности, порождаемые социальной средой, в которой они живут, прибегая для этого к соответствующим средствам, особенно к социальным исследованиям. Пусть они проявляют заботу обо всех, независимо от возраста, положения или национальности — будь то местные жители, будь то приезжие или путешествующие.

Осуществляя это пастырское попечение, пусть Епископы сохраняют за своими верными подобающую им меру участия в делах Церкви, [170]   признавая за ними обязанность и право действенно сотрудничать в созидании мистического Тела Христова.

Епископам нужно окружать любовью отделённых от нас братьев, призывая верных относиться к ним с великим человеколюбием и милосердием, поощряя также экуменизм, как его понимает Церковь.14 Даже некрещёные должны быть близки их сердцу, чтобы и для них воссияла любовь Иисуса Христа, свидетелями Которого перед всеми выступают Епископы.

17. Следует поощрять различные методы апостольства, а также координацию и тесную взаимосвязь всех апостольских учреждений под руководством Епископа во всём диоцезе или в отдельных его регионах. Таким образом, все начинания и учреждения — катехетические, миссионерские, благотворительные, социальные, семейные, учебные и все прочие, преследующие пастырскую цель — должны складываться в согласную деятельность, благодаря которой ещё более выявлялось бы единство диоцеза.

Необходимо настоятельно напоминать верным о возложенной на них обязанности осуществлять апостольство в зависимости от положения и способностей каждого из них, а также призывать их участвовать в различных учреждениях апостольства мирян, особенно в организации "Католическое Действие" ("Actio Catholica"), и оказывать помощь этим учреждениям. Следует также развивать и поощрять общества, прямо или косвенно преследующие сверхъестественную цель — будь то стремление к более совершенной жизни, возвещение всем Евангелия Христа, распространение христианского вероучения, развитие публичного богопочитания, достижение общественных целей или осуществление дел благочестия либо милосердия.

Формы апостольства нужно надлежащим образом согласовать с современными потребностями, учитывая не только духовные и нравственные условия жизни людей, но и общественные, демографические и экономические. Действенному и плодотворному достижению этой цели весьма способствуют настоятельно рекомендуемые социальные и религиозные исследования, проводимые службами пастырской социологии.

18. Особым попечением следует окружить тех верных, которые по условиям своей жизни не могут в достаточной мере пользоваться ординарной пастырской заботой приходских настоятелей или полностью её лишены — как например, многие переселенцы, изгнанники [171]   и беженцы, моряки и лётчики, кочевники и прочие подобные категории. Надлежит также развивать подходящие пастырские методы для содействия духовной жизни тех, кто временно уезжает в другие места на отдых.

Конференции Епископов, прежде всего национальные, пусть стараются внимательно изучать наиболее животрепещущие вопросы, имеющие отношение к вышеуказанным категориям верных, и с помощью подходящих средств и учреждений, согласными общими усилиями, способствовать духовному попечению о них, памятуя прежде всего о нормах, которые Апостольский Престол уже установил15 или установит впоследствии, и должным образом приводя эти нормы в соответствие с условиями времени, мест и лиц.

19. В исполнении своего апостольского служения, имеющего целью спасение душ, Епископы как таковые пользуются полной и совершенной свободой и независимостью от любой гражданской власти. Поэтому недопустимо прямо или косвенно препятствовать исполнению их церковного служения или запрещать им свободное сообщение с Апостольским Престолом и с другими церковными властями, а также с их подчинёнными.

Несомненно, священные Пастыри, осуществляя духовное попечение о своей пастве, в действительности содействуют также социальному и гражданскому преуспеянию и процветанию. В силу своей должности и так, как подобает Епископам, они объединяются для этой цели с гражданскими властями в совместном деле, а также призывают повиноваться справедливым законам и питать уважение к законно установленным властям.

20. Поскольку апостольское служение Епископов было установлено Господом Христом, и преследует оно духовную и сверхъестественную цель, Святейший Вселенский Собор заявляет, что право назначать и выдвигать Епископов принадлежит полномочной церковной власти, являясь её собственным, особым и исключительным правом.

Поэтому, чтобы должным образом блюсти свободу Церкви, а также успешнее и легче способствовать благу верующих, Святейший Собор желает, чтобы впредь гражданским властям не предоставлялось никаких прав или привилегий в деле избрания, назначения, представления или выдвижения на должность Епископа. А сами [172]   гражданские власти, почтительное благорасположение которых к воле Церкви Святейший Собор с благодарностью признаёт и высоко ценит, он самым убедительным образом просит добровольно отказаться от тех прав и привилегий, которыми они в настоящее время обладают в силу соглашения или обычая, предварительно согласовав это с Апостольским Престолом.

21. Поскольку пастырское служение Епископов столь важно и ответственно, диоцезных Епископов и других лиц, приравниваемых к ним правом, настоятельно просят подавать в отставку — либо по собственному почину, либо по приглашению полномочной власти, — если из-за преклонного возраста или по другой серьёзной причине они уже не справляются со своими служебными обязанностями. Если полномочная власть примет прошение об отставке, она должна позаботиться о том, чтобы вышедшие в отставку получали подобающее содержание и за ними признавались особые права.

II. Об определении границ диоцезов

22. Для достижения цели, свойственной диоцезу, необходимо, чтобы в Народе Божием, принадлежащем к данному диоцезу, ясно проявлялась природа Церкви; чтобы Епископы могли успешно исполнять в нём свои пастырские обязанности; наконец, чтобы можно было как можно совершеннее служить спасению Народа Божия.

Но это требует как надлежащего определения территориальных границ диоцезов, так и разумного распределения клириков и средств применительно к нуждам апостольства. Всё это служит благу не только клириков и верных Христу, прямо в этом заинтересованных, но и всей Католической Церкви.

Посему касательно определения границ диоцезов Святейший Собор постановляет, что, насколько того потребует благо душ, следует как можно скорее благоразумно приступить к надлежащему их пересмотру, разделяя, расчленяя или объединяя диоцезы, изменяя их границы, перенося епископские кафедры в более подходящие места или, наконец, — особенно там, где диоцезы состоят из крупных городов — располагая их в новом внутреннем распорядке.

23. При пересмотре границ диоцезов необходимо прежде всего обеспечить органическое единство каждого диоцеза в том, что касается лиц, должностей и учреждений, наподобие живого тела. В каждом отдельном случае надлежит, тщательно взвесив все обстоятельства, учитывать следующие наиболее общие критерии: [173] 

1) При определении границ диоцезов следует по мере возможности принимать во внимание разнообразие в составе Народа Божия, которое может немало способствовать более успешному осуществлению попечения о душах. В то же время надлежит заботиться о том, чтобы по возможности сохранялось единство между скоплениями народонаселения и гражданскими службами и общественными учреждениями, образующими его органическое строение. По этой причине территория каждого диоцеза непременно должна быть непрерывной.

При необходимости нужно считаться с границами гражданских округов, а также особыми обстоятельствами лиц или мест: например, психологическими, экономическими, географическими, историческими.

2) Размеры территории диоцеза и число его жителей должны быть, как правило, таковы, чтобы, с одной стороны, Епископ — пусть и с помощью других лиц — мог лично исполнять понтификальные богослужения и должным образом совершать пастырские визитации, успешно руководить всеми делами апостольства в диоцезе и координировать их, но прежде всего — знать своих священников, а также монашествующих и мирян, принимающих то или иное участие в диоцезных начинаниях; с другой стороны, должно открываться достаточно обширное и удобное поле деятельности, на котором Епископ и клирики могли бы с пользой приложить все свои силы в служении, не упуская из виду и потребности вселенской Церкви.

3) Наконец, для того, чтобы служение спасения в диоцезе могло осуществляться успешнее, пусть будет принято за правило следующее: в распоряжении каждого диоцеза должно быть достаточно клириков — и по числу, и по своей пригодности — для того, чтобы подобающим образом пасти Народ Божий; не должно быть недостатка в службах, учреждениях и организациях, свойственных отдельной Церкви и на деле доказавших свою необходимость в деле её успешного управления и апостольства; наконец, необходимо, чтобы средства на содержание различных лиц и учреждений либо уже имелись в наличии, либо можно было, по крайней мере, на разумных основаниях предвидеть, что они поступят из другого источника.

С той же целью там, где имеются верующие различных обрядов, пусть диоцезный Епископ позаботится об удовлетворении их духовных потребностей: либо через священников или приходы того же обряда, либо через епископского викария, наделённого соответствующими полномочиями, а при необходимости и облечённого епископским саном, либо лично, исполняя обязанности Ординария для различных обрядов. Если же, по суждению Апостольского Престола, [174]   всё это в силу особых причин окажется неосуществимым, то для каждого из различных обрядов следует учредить особую Иерархию.16

В схожих обстоятельствах о верующих, говорящих на другом языке, нужно равным образом заботиться либо через священников или приходы, пользующихся их языком, либо через епископского викария, хорошо владеющего этим языком и при необходимости облечённого также епископским саном, либо, наконец, каким-либо иным, более уместным способом.

24. Что касается изменений или новшеств, вводимых в диоцезах по нормам статей 22-23, то целесообразно, чтобы при сохранении дисциплины Восточных Церквей каждая полномочная Епископская Конференция рассматривала эти дела для своей территории, прибегая, если это покажется уместным, к услугам особой Епископской Комиссии, но всегда выслушивая прежде всего Епископов заинтересованных провинций или регионов — и, наконец, излагала свои мнения и пожелания Апостольскому Престолу.

III. Сотрудники диоцезного Епископа в пастырском служении

1) Епископы-коадьюторы и Епископы-помощники

25. В управлении диоцезами нужно так заботиться о пастырском служении Епископов, чтобы благо паствы Господней всегда было высшей целью. Чтобы должным образом обеспечить это благо, нередко бывает необходимо назначить Епископов-помощников, если из-за чрезмерной обширности диоцеза или из-за слишком большого числа его жителей, в силу особых условий апостольства или иных причин разного рода диоцезный Епископ оказывается не в состоянии сам исполнять все епископские обязанности, как того требует благо душ. Более того: иногда особая необходимость требует, чтобы в помощь диоцезному Епископу был назначен Епископ-коадьютор. Этих Епископов-коадьюторов, равно как и Епископов-помощников, следует так наделить соответствующими полномочиями, чтобы при неизменном соблюдении единства управления диоцезом и власти диоцезного Епископа их деятельность была более успешной, а подобающее Епископам достоинство лучше сохранялось.

Вместе с тем, поскольку Епископы-коадьюторы и Епископы-помощники призваны разделять заботы диоцезного Епископа, они должны [175]   так исполнять свои служебные обязанности, чтобы во всех вопросах действовать в полном согласии с ним. Кроме того, они должны всегда выказывать послушание и почёт диоцезному Епископу, который, со своей стороны, пусть по-братски любит своих Епископов-коадьюторов или Епископов-помощников и окружает их уважением.

26. Если того потребует благо душ, пусть диоцезный Епископ, не колеблясь, просит у полномочной власти одного или нескольких Епископов-помощников, назначаемых в диоцез без права преемства.

Если в грамоте о назначении не предусмотрено иного, то диоцезному Епископу следует поставить своего Епископа-помощника или Епископов-помощников генеральными или, по крайней мере, епископскими викариями, зависящими только от его власти, и охотно советоваться с ними по наиболее важным вопросам, особенно пастырского характера.

Если полномочная власть не постановит иначе, то с прекращением служения диоцезного Епископа не упраздняются власть и полномочия, которыми Епископы-помощники наделены согласно праву. Желательно также, чтобы при вакантной кафедре обязанность управления диоцезом, если веские причины не продиктуют иного, поручалась Епископу-помощнику или одному из Епископов-помощников, если их несколько.

Епископа-коадьютора, то есть назначаемого с правом преемства, диоцезный Епископ должен всегда ставить генеральным викарием. При этом в особых случаях полномочная власть может пожаловать ему и более обширные полномочия.

Чтобы как можно успешнее содействовать настоящему и будущему благу диоцеза, пусть диоцезный Епископ и коадъютор не забывают советоваться друг с другом по наиболее важным вопросам.

2) Курия и диоцезные советы

27. Главной в диоцезной курии является должность генерального викария. Однако всякий раз, когда того потребует верное управление диоцезом, Епископ может назначить одного или нескольких епископских викариев, которые в силу самогу права в определённой части диоцеза, в известном разряде дел или в отношении верных того или иного обряда пользуются той же властью, которую общее право предоставляет генеральному викарию.

К сотрудникам Епископа по управлению диоцезом нужно также причислить тех священников, которые составляют его сенат или совет, каковым являются, например, кафедральный капитул, группа [176]   консультантов или иные советы, согласно обстоятельствам или характеру различных мест. Эти учреждения, особенно кафедральные капитулы, следует по мере необходимости подвергнуть переустройству применительно к потребностям современной эпохи.

Священники и миряне, входящие в состав диоцезной курии, должны сознавать, что они оказывают помощь пастырскому служению Епископа.

Диоцезную курию следует организовать таким образом, чтобы она была удобным орудием в руках Епископа: не только в управлении диоцезом, но и в осуществлении дел апостольства.

Весьма желательно, чтобы в каждом диоцезе был учреждён особый пастырский совет, возглавляемый самим диоцезным Епископом, в котором сотрудничали бы клирики, монашествующие и специально избранные миряне. Задача такого совета будет состоять в том, чтобы исследовать и обдумывать всё то, что касается пастырских дел, и делать практические выводы по этим вопросам.

3) Диоцезный клир

28. Все пресвитеры — как диоцезные, так и монашествующие — вместе с Епископом участвуют в едином Священстве Христа и исполняют его, а потому они назначаются заботливыми сотрудниками епископского Чина. Однако в осуществлении попечения о душах главную роль играют диоцезные священники, поскольку они, будучи инкардинированы в отдельную Церковь или причислены к ней, полностью посвящают себя служению ей, чтобы пасти одну часть стада Господня. Поэтому они составляют единый пресвитерий и единую семью, отец которой — Епископ. Чтобы иметь возможность успешнее и справедливее распределить служения между своими священниками, Епископ должен пользоваться необходимой свободой в предоставлении должностей и бенефициев; поэтому все права и привилегии, тем или иным образом ограничивающие эту свободу, отныне упраздняются.

Отношения между Епископом и диоцезными священниками должны строиться прежде всего на узах сверхъестественной любви, чтобы благодаря единению воли священников с волей Епископа их пастырская деятельность становилась более плодотворной. Поэтому ради дальнейшего развития служения во благо душ желательно, чтобы Епископ с охотой вызывал священников на собеседование, в том числе и совместное, особенно о пастырских делах, причём не только от случая к случаю, но по возможности и в установленные сроки.

Кроме того, все диоцезные священники должны быть едины друг с другом и потому движимы заботой о духовном благе всего диоцеза. При этом [177]   им следует помнить, что материальные блага, приобретаемые ими при исполнении церковной должности, тесно связаны со священнослужением; поэтому пусть священники в меру сил щедро приходят на помощь диоцезу и в его материальных нуждах согласно распоряжению Епископа.

29. Ближайшими сотрудниками Епископа являются также те священники, которым он поручает пастырскую должность или делб апостольства, по характеру своему выходящие за пределы прихода, то есть распространяющиеся либо на опредёленную часть территории диоцеза, либо на особые группы верующих, либо на деятельность особого рода.

Значительную помощь оказывают также те священники, которым Епископ доверяет различные обязанности апостольства в школах и в других учебных заведениях или обществах. Даже священники, занятые в учреждениях, деятельность которых выходит за пределы диоцеза, исполняют славные дела апостольства и потому препоручаются прежде всего особому попечению того Епископа, в чьём диоцезе они находятся.

30. Однако в первую очередь сотрудниками Епископа являются приходские настоятели, которым в качестве непосредственных пастырей поручается попечение о душах в определённой части диоцеза под началом Епископа.

1) В этом попечении о душах приходским настоятелям и их помощникам следует так исполнять своё служение учения, освящения и управления, чтобы верные и приходские общины действительно чувствовали себя членами и диоцеза, и всей Вселенской Церкви. Поэтому им нужно сотрудничать с другими приходскими настоятелями, а также со священниками, исполняющими то или иное пастырское служение на данной территории (каковыми являются, например, окружные викарии, или деканы) или приписанными к организациям, по своему характеру выходящим за пределы прихода, чтобы пастырское попечение в диоцезе было единым и более успешным.

Кроме того, попечение о душах должно всегда проникаться миссионерским духом, чтобы должным образом распространяться на всех живущих в приходе. Если какие-либо группы лиц оказываются недоступны для приходских настоятелей, пусть они призывают на помощь других, даже мирян, чтобы те содействовали им в том, что относится к апостольству.

Чтобы попечение о душах было более успешным, настоятельно рекомендуется совместная жизнь священников, особенно тех, кто приписан к одному и тому же приходу; она способствует апостольской деятельности и подаёт верным пример любви и единения. [178] 

2) В исполнении учительского служения задача приходских настоятелей состоит в следующем: проповедовать Слово Божие всем верным Христу, чтобы они, укоренившись в вере, надежде и любви, возрастали во Христе, а христианская община подавала свидетельство любви, заповеданное Господом;17 обучая вере, вести верных к полному познанию тайны спасения применительно к возрасту каждого из них. Проводя это обучение, пусть они ищут не только помощи монашествующих, но и сотрудничества мирян, в том числе и учреждая братство христианского вероучения.

Исполняя служение освящения, приходские настоятели должны заботиться о том, чтобы совершение Евхаристической Жертвы было средоточием и вершиной всей жизни христианской общины. Равным образом пусть они стараются, чтобы верующие питались духовной пищей через благоговейное и частое принятие Таинств и через сознательное и деятельное участие в Литургии. Настоятелям следует также помнить о том, что таинство Покаяния в высшей степени содействует преуспеянию в христианской жизни; поэтому пусть они охотно выслушивают исповеди верных, при необходимости приглашая для этого и других священников, говорящих на различных языках.

Исполняя служение пастыря, приходские настоятели должны прежде всего заботиться о том, чтобы знать свою паству. Будучи служителями всех своих овец, пусть они поощряют христианскую жизнь как в каждом из верных по отдельности, так и в семьях, в обществах, особенно в тех, что заняты апостольством, а также во всей приходской общине. Поэтому им надлежит посещать дома и школы, как того требует пастырское служение; тщательно заботиться о подростках и молодежи; окружать отеческой любовью бедных и больных и, наконец, проявлять особое попечение о трудящихся и побуждать верных помогать делам апостольства.

3) Приходские викарии, как сотрудники приходского настоятеля, ежедневно оказывают значительную и действенную помощь в исполнении пастырского служения под началом приходского настоятеля. Поэтому между приходским настоятелем и его викариями должны установиться братские отношения, всегда должна царить взаимная любовь и уважение; советом, помощью и примером пусть они помогают друг другу, осуществляя заботу о приходе единодушно и совместными усилиями. [179] 

31. Желая составить себе мнение о способности священника к управлению тем или иным приходом, Епископ должен принимать во внимание не только его познания, но и его благочестие, апостольское рвение и другие дарования и качества, которые требуются для того, чтобы верно осуществлять попечение о душах.

Кроме того, поскольку весь смысл приходского служения заключается в благе душ, для того, чтобы Епископ мог легче и успешнее осуществлять назначение на приходские должности, следует, сохраняя в неприкосновенности право монашествующих, упразднить какие бы то ни было правб представления к должности и назначения на неё, а также её сохранения за кем-либо; необходимо отменить и закон соискания там, где он существует — как генеральный, так и партикулярный.

В своих приходах настоятели должны располагать той стабильностью пребывания в должности, которой требует благо душ. Поэтому упраздняется различие между приходскими настоятелями, подлежащими и не подлежащими отстранению с должности. Следует также пересмотреть и упростить процедуру перевода и увольнения настоятелей, чтобы Епископ, соблюдая естественную и каноническую справедливость, мог успешнее заботиться о благе душ.

Приходских настоятелей, которым преклонный возраст или иные веские причины препятствуют исполнять своё служение надлежащим образом и плодотворно, настоятельно просят, чтобы они по собственному почину или по приглашению Епископа подавали заявление об отставке от должности. Епископу же следует обеспечить тех, кто подал в отставку, подобающими средствами к существованию.

32. Наконец, спасение душ должно являться тем основанием, по которому следует определять или пересматривать учреждение или упразднение приходов и прочие подобные новшества, которые Епископ сможет совершать собственной властью.

4) Монашествующие

33. На всех монашествующих, к которым ниже приравниваются и члены других институтов, исповедующие евангельские советы, согласно призванию каждого из них возлагается обязанность усердно и прилежно трудиться ради созидания и возрастания всего мистического Тела Христова и на благо отдельных Церквей.

Эти цели им надлежит преследовать прежде всего молитвой, делами покаяния и примером собственной жизни, так что сей Святейший Собор настоятельно призывает непрестанно воспитывать в себе уважение и стремление к этому. Однако, принимая во внимание характер, [180]   свойственный каждому ордену, пусть монашествующие усерднее занимаются и делами внешнего апостольства.

34. Монашествующие священники, посвящённые на пресвитерское служение, чтобы и они стали заботливыми сотрудниками епископского Чина, могут сегодня оказать Епископам ещё бульшую поддержку при возрастающих потребностях душ. Поэтому следует признать, что они в некоем подлинном смысле принадлежат к диоцезному клиру, поскольку они участвуют в осуществлении попечения о душах и дел апостольства под началом священных Предстоятелей.

Но и прочие монашествующие — как мужчины, так и женщины, — которые на особых основаниях тоже принадлежат к диоцезной семье, оказывают немалую помощь священной Иерархии, а при возрастающих потребностях апостольства они могут и должны оказывать её в ещё большем объёме.

35. Для того, чтобы дела апостольства в каждом диоцезе всегда осуществлялись в согласии и единство дисциплины диоцеза сохранялось в неприкосновенности, устанавливаются следующие основополагающие принципы:

1) Все монашествующие всегда должны окружать Епископов благоговейным послушанием и уважением как преемников Апостолов. Кроме того, всякий раз, когда их на законных основаниях призывают к делам апостольства, они должны так исполнять свои обязанности, чтобы быть помощниками Епископов и подчиняться им.18 Более того: монашествующим следует охотно и верно подчиняться требованиям и пожеланиям Епископов, чтобы принимать всё большее участие в служении спасения людей, всегда сохраняя характер своего института и соблюдая его Конституции, которые при необходимости следует преобразовать применительно к этой цели, учитывая принципы настоящего Соборного декрета. Учитывая прежде всего настоятельные потребности душ и нехватку диоцезного клира, Епископы могут призвать институты монашествующих, не посвятившие себя сугубо созерцательной жизни, к деятельной помощи в различных пастырских служениях, принимая, однако, во внимание характер каждого института. Настоятели монашествующих в меру сил пусть поощряют такую помощь, которая может заключаться и в принятии пастырского попечения о приходах, пусть даже на время. [181] 

2) Монашествующие, посылаемые для внешнего апостольства, должны быть проникнуты духом своего ордена, оставаться верными в соблюдении своего устава и подчиняться своим настоятелям; пусть сами Епископы не забывают напоминать им об этой обязанности.

3) Изъятие, в силу которого монашествующие переходят в подчинение Верховному Понтифику или иной церковной власти и изымаются из юрисдикции Епископов, касается главным образом внутреннего распорядка институтов, чтобы в них всё было лучше устроено и согласовано и способствовало возрастанию и совершенствованию монашеской жизни.19 Оно также даёт Верховному Понтифику возможность располагать монашествующими на благо всей Церкви,20 а другим полномочным властям — на благо Церкви, находящейся в их юрисдикции. Однако такое изъятие не препятствует монашествующим в каждом диоцезе подчиняться юрисдикции Епископов по нормам права, как того требует исполнение их пастырского служения и забота о должной постановке попечения о душах.21

4) Все монашествующие — как изъятые, так и неизъятые — подчиняются власти местных Ординариев в том, что касается совершения публичного богопочитания (однако при этом сохраняется разнообразие в обрядах), а также попечения о душах, священной проповеди народу, религиозного и нравственного воспитания верных Христу, особенно детей, обучения вере, литургической подготовки и достоинства статуса клирика, а также разнообразной деятельности на поприще апостольства. Католические школы монашествующих тоже подчиняются местным Ординариям в том, что касается их общего распорядка и контроля над ними; однако при этом остаётся в неприкосновенности право монашествующих руководить этими школами. Равным образом монашествующие обязаны соблюдать всё то, что Соборы или Конференции Епископов на законных основаниях предпишут ко всеобщему соблюдению.

5) Следует поощрять согласованное сотрудничество между различными институтами монашествующих, а также между ними и диоцезным клиром. Кроме того, должна осуществляться строгая координация всех апостольских дел и начинаний, которая зависит прежде всего от сверхъестественного настроя душ и сердец, коренящегося в любви и на ней основанного. Заботиться же о такой координации во [182]    всей Церкви надлежит Апостольскому Престолу; священным Пастырям — в своих диоцезах; наконец, Патриаршим Синодам и Конференциям Епископов — на своих территориях.

Епископам или Конференциям Епископов — с одной стороны, и настоятелям монашествующих или Конференциям старших настоятелей — с другой, в трудах апостольства, осуществляемых монашествующими, надлежит действовать, предварительно посовещавшись друг с другом.

6) Для согласного и плодотворного развития отношений между Епископами и монашествующими пусть Епископы и настоятели монашествующих собираются вместе в установленные сроки, а также всякий раз, когда это покажется уместным, чтобы рассматривать наиболее общие вопросы, касающиеся апостольства на данной территории.

Глава III

О Епископах, сотрудничающих ради общего блага нескольких Церквей

I. Синоды, Соборы и особенно Конференции Епископов

36. С первых веков существования Церкви Епископы, поставленные во главе особых Церквей, в общении братской любви, движимые заботой о вселенской миссии, вверенной Апостолам, объединяли свои усилия и волю, чтобы способствовать как общему благу Церквей, так и благу каждой из них в отдельности. Для этого были учреждены Синоды, провинциальные Соборы и, наконец, пленарные Соборы, на которых Епископы устанавливали единообразный для всех Церквей порядок, которого следовало придерживаться при наставлении в истинах веры и при выработке церковной дисциплины.

Сей Святой Вселенский Собор желает, чтобы достопочтенные установления Синодов и Соборов заново окрепли, дабы успешнее и действеннее заботиться о возрастании веры и поддержании дисциплины в различных Церквах в зависимости от условий времени.

37. Епископы, особенно в наше время, нередко не смогут успешно и плодотворно исполнять своё служение, если не будут всё теснее и согласованнее сотрудничать с другими Епископами. Поскольку же Конференции Епископов, уже учреждённые во многих странах, дали замечательное доказательство более плодотворного апостольства, сей Святейший Собор считает в высшей степени целесообразным, чтобы повсюду Епископы из одной и той же страны или региона составляли одну группу, собираясь вместе в установленные сроки, дабы [183]   через обмен мнениями, опытом и советами складывалось святое сотрудничество ради общего блага Церквей.

Поэтому Собор постановляет о Конференциях Епископов следующее.

38. 1) Конференция Епископов есть некая группа, в которой священные Предстоятели каждой страны или территории совместно осуществляют своё пастырское служение, чтобы лучше способствовать тому благу, которое Церковь предоставляет людям, особенно через различные формы и способы апостольства, должным образом соотнесённые с обстоятельствами нынешней эпохи.

2) В Конференцию Епископов входят все местные Ординарии любого обряда, за исключением генеральных викариев, Епископы-коадьюторы, Епископы-помощники и другие титулярные Епископы, исполняющие особое служение, порученное им Апостольским Престолом или Конференциями Епископов. Прочие титулярные Епископы, а также легаты Римского Понтифика в силу особой должности, исполняемой ими на той или иной территории, не являются по праву членами Конференции.

Местным Ординариям и Епископам-коадьюторам принадлежит право решающего голоса. Епископам-помощникам и другим Епископам, имеющим право принимать участие в работе Конференции, решающий или совещательный голос будет дан уставом Конференции.

3) Каждая Конференция Епископов должна выработать свой устав, который подлежит утверждению Апостольского Престола и в котором, кроме других средств, следует предусмотреть службы, наиболее успешно способствующие достижению её цели — например, постоянный Совет Епископов, епископские Комиссии, Генеральный Секретариат.

4) Если решения Конференции Епископов были вынесены законно, причём по крайней мере двумя третями голосов Предстоятелей, входящих в состав Конференции с правом решающего голоса, и если решения эти были признаны Апостольским Престолом, они имеют юридически обязательную силу, но лишь в тех случаях, когда это предписывается общим правом или постановляется особым мандатом Апостольского Престола, данным по собственному почину или по просьбе самой Конференции.

5) Если этого потребуют особые обстоятельства, Епископы нескольких стран смогут составить единую Конференцию с одобрения Апостольского Престола. [184] 

Кроме того, следует поощрять отношения между Епископскими Конференциями различных стран, чтобы поддерживать и обеспечивать большее благо.

6) Чтобы Епископы Восточных Церквей могли поддерживать на Синодах дисциплину своих Церквей и успешнее способствовать деятельности на благо религии, им настоятельно рекомендуется учитывать также общее благо всей территории, где существует несколько Церквей различных обрядов. Для этого им нужно совещаться друг с другом на встречах представителей различных обрядов по нормам, устанавливаемым полномочной властью.

II. Границы церковных провинций и учреждение
церковных регионов

39. Благо душ требует надлежащего установления границ не только диоцезов, но и церковных провинций, а также диктует необходимость учреждения церковных регионов, чтобы согласно социальным и местным условиям успешнее удовлетворялись потребности апостольства, а Епископы могли свободнее и плодотворнее общаться друг с другом, с Митрополитами, с другими Епископами из той же самой страны; это относится и к отношениям Епископов с гражданскими властями.

40. Поэтому, чтобы достичь вышеупомянутых целей, Святейший Собор решает постановить следующее:

1) Границы церковных провинций следует подобающим образом пересмотреть, а права и привилегии Митрополитов определить новыми и надлежащими нормами.

2) Следует считать за правило, чтобы все диоцезы и иные территориальные округа, приравниваемые правом к диоцезам, были приписаны к одной и той же церковной провинции. Поэтому диоцезы, непосредственно подчинённые ныне Апостольскому Престолу и не объединённые ни с одним другим диоцезом, должны по возможности составить единое целое или присоединиться к той провинции, которая окажется самой близкой или подходящей для этого, и подчиняться при этом митрополичьему праву Архиепископа по нормам общего права.

3) Если это будет продиктовано соображениями пользы, церковные провинции надлежит объединить в церковные регионы, порядок управления которыми следует установить юридически. [185] 

41. Целесообразно, чтобы полномочные Конференции Епископов поставили на рассмотрение вопрос о таком определении границ провинций или об учреждении регионов согласно нормам, уже установленным в статьях 23 и 24 относительно определения границ диоцезов, и изложили свои мнения и пожелания Апостольскому Престолу.

III. Епископы, исполняющие междиоцезное служение

42. Поскольку пастырские нужды всё настоятельнее требуют того, чтобы известные пастырские обязанности исполнялись под согласованным управлением и руководством, для служения всем или нескольким диоцезам определённого региона или страны целесообразно будет учредить некоторые должности, исполнение коих можно поручить и Епископам.

Святой Собор рекомендует, чтобы между Прелатами или Епископами, исполняющими эти служебные обязанности, и диоцезными Епископами и Епископскими Конференциями всегда царили братское общение и единодушие в пастырском попечении; условия для этого надлежит определить и в общем праве.

43. Поскольку духовное попечение о военнослужащих в силу особых условий их жизни требует исключительного внимания, в каждой стране следует по мере возможности учредить Викариат для военнослужащих. И Викарий, и капелланы должны ревностно посвящать себя этому нелёгкому делу в согласном сотрудничестве с диоцезными Епископами.1

Поэтому диоцезные Епископы должны предоставить Викарию для военнослужащих достаточное число священников, пригодных к столь важному служению, а вместе с тем поощрять начинания, способствующие духовному благу военнослужащих.2

Общее поручение

44. Святейший Собор решает, что при пересмотре Кодекса Канони [186]   ческого Права следует ввести подобающие законы согласно принципам, установленным в настоящем декрете, считаясь также с замечаниями, сделанными Комиссиями и Соборными Отцами.

Кроме того, Святой Собор решает, что необходимо составить Генеральные руководства по пастырскому попечению, предназначенные для Епископов и приходских настоятелей, чтобы дать им твёрдые основания для более лёгкого и успешного исполнения их пастырского служения.

Следует также составить специальное Руководство по пастырскому попечению над особыми группами верных, учитывая различные условия, существующие в отдельных странах или регионах, а также Руководство по катехетическому воспитанию христианского народа, в котором речь должна идти об основополагающих принципах и порядке этого воспитания, равно как и о подготовке книг, относящихся к данному предмету. При составлении этих Руководств тоже следует учитывать замечания, сделанные как Комиссиями, так и Соборными Отцами.

Всё, что провозглашено в этом Декрете — и в целом, и по отдельности — было угодно Отцам Святейшего Собора. Апостольской властью, данной Нам Христом, Мы вместе с Достопочтенными Отцами утверждаем, решаем и постановляем это во Святом Духе и повелеваем обнародовать во славу Божию то, что было постановлено на Соборе.

Рим, у Св. Петра, 28 октября 1965 г.

Я, ПАВЕЛ, Епископ Католической Церкви
Следуют подписи Omцoв

Примечания

1 Ср. Мф 1, 21.

2 Ср. Ин 20, 21.

3 Ср. I Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви Христовой, Pastor Aeternus, гл. 3, Denz. 828 (3061).

4 Ср. I Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви Христовой, Pastor Aeternus, гл. 3, Denz. 821 (3050).

5 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, гл. III, 21, 24, 25: AAS 57 (1965), рр. 24-25, 29-31 (см. наст. изд., сс. 82-83, 87-89).

6 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, гл. III, 21: AAS 57 (1965), рр. 24-25 (см. наст. изд., сс. 82-83).

7 Ср. Иоанн XXIII, Апост. Конст. Humanae salutis, 25 дек. 1961: AAS 54 (1962), р. 6.

1 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, гл. III, 22: AAS 57 (1965), рр. 25-27 (см. наст. изд., с. 84-85).

2 II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, там же.

3 II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, там же.

4 II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, там же.

5 Ср. Павел VI, Моту проприо Apostolica Sollicitudo, 15 сент. 1965, AAS 57 (1965), pp. 775-780.

6 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, гл. III, 23: AAS 57 (1965), рр. 27-28 (см. наст. изд., сс. 85-87).

7 Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Fidei donum, 21 апр. 1957: AAS 49 (1957), р. 237; ср. также: Бенедикт XV, Апост. посл. Maximum illud, 30 ноября 1919: AAS 11 (1919), р. 440; Пий XI, Энцикл. письмо Rerum Ecclesiae, 28 февр. 1926: AAS 18 (1926), р. 68 слл.

8 Ср. Павел VI, Обращение к высокопреосв. Отцам Кардиналам, преосв. Предстоятелям, преп. Прелатам и прочим должностным лицам Римской Курии, 21 сент. 1963: AAS 55 (1963), р. 793 слл.

1 Ср. II Ват. Собор, Декр. о Восточных Католических Церквах, Orientalium Ecclesiarum, 7-11: AAS 57 (1965), рр. 79-80 (см. наст. изд., сс. 134-135).

2 Ср. Трид. Собор, Сесс. V, Декр. о реформе, гл. 2, Mansi 33, 30; Сесс. XXIV, Декр. о реформе, гл. 4, Mansi 33, 159; ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, гл. III, 25: AAS 57 (1965), р. 29 слл (см. наст. изд., сс. 88-89).

3 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, гл. III, 25: AAS 57 (1965), рр. 29-31 (см. наст. изд., сс. 88-89).

4 Ср. Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Расеm in terris, 11 апр. 1963, passim: AAS 55 (1963), рр. 257-304.

5 Ср. Павел VI, Энцикл. письмо Ecclesiam Suam, 6 авг. 1964: AAS 56 (1964), р. 639.

6 Ср. Павел VI, Энцикл. письмо Ecclesiam Suam, 6 авг. 1964: AAS 56 (1964), рр. 644-645.

7 Ср. II Ват. Собор, Декр. о средствах массовой коммуникации, Inter mirifica: AAS 56 (1964), рр. 145-153 (см. наст. изд., сс. 53-62).

8 Ср. II Ват. Собор, Конст. о Священной Литургии, Sacrosanctum Concilium: AAS 56 (1964), р. 97 слл. (см. наст. изд., с. 15-51); Павел VI, Моту проприо Sacram Liturgiam, 25 янв. 1964: AAS 56 (1964), р. 139 слл.

9 Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Mediator Dei, 20 ноября 1947: AAS 39 (1947), р. 521 слл.; Павел VI, Энцикл. письмо. Mysterium Fidei, 3 сент. 1965: AAS 57 (1965), pp. 753-774.

10 Ср. Деян 1, 14 и 2, 46.

11 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, гл. VI, 44-45: AAS 57 (1965), рp. 50-52 (см. наст. изд., с. 109-111).

12 Ср. Лк 22, 26-27.

13 Ср. Ин 15, 15.

14 Ср. II Ват. Собор, Декр. об экуменизме, Unitatis redintegratio: AAS 57 (1965), рр. 90-107 (см. наст. изд., сс. 143-160).

15 Ср. Св. Пий Х, Моту проприо Iampridem, 19 марта 1914: AAS 6 (1914), р. 173 слл.; Пий XII, Апост. Конст. Exsul Familia, 1 авг. 1952: AAS 44 (1952), р. 649 слл.; Leges Operis Apostolatus Maris (Законы Общества апостольства среди моряков), изданные властью Пия XII, 21 ноября 1957: AAS 50 (1958), рp. 375-383.

16 Ср. II Ват. Собор, Декр. о Восточных Католических Церквах, Orientalium Ecclesiarum, 4: AAS 57 (1965), р. 77 (см. наст. изд., с. 132-133).

17 Ср. Ин 13, 35.

18 Ср. Пий XII, Речь, 8 дек. 1950: AAS 43 (1951), р. 28; Павел VI, Речь, 23 мая 1964: AAS 56 (1964), р. 571.

19 Ср. Лев XIII, Апост. Конст. Romanos Pontifices, 8 мая 1881: Acta Leonis XIII, том II (1882), р. 234 слл.

20 Ср. Павел VI, Речь, 23 мая 1964: AAS 56 (1964), рр. 570-571.

21 Ср. Пий XII, Речь, 8 дек. 1950: указ. место.

1 Ср. Свящ. Консисториальная К.: Инструкция о викариях для военнослужащих, 23 апр. 1951: AAS 43 (1951), рр. 562-565; Форма, подлежащая соблюдению при составлении отчёта о состоянии дел в викариате для военнослужащих, 20 окт. 1956: AAS 49 (1957), рр. 150-163; Декр. О посещении Священных Порогов викариями для военнослужащих: 28 февр. 1959: AAS 51 (1959), рр. 272-274; Декр. Полномочие капелланов принимать исповеди у военнослужащих расширяется: 27 ноября 1960: AAS 53 (1961), рр. 49-50. Ср. также Свящ. К. по делам монашествующих: Инструкция о монашествующих капелланах для военнослужащих: 2 февр. 1955: AAS 47 (1955), рр. 93-97.

2 Ср. Свящ. Консисториальная К.: Послание к Высокопреосв. ОО. Кардиналам и Преосв. ОО. Архиепископам, Епископам и прочим Ординариям Испании, 21 июня 1951: AAS 43 (1951), р. 566.

Число просмотров текста: 3151; в день: 0.75

Оцените этот текст:

Разработка: © Творческая группа "Экватор", 2011-2014

Версия системы: 1.0

Связаться с разработчиками: libbabr@gmail.com

0