Cайт является помещением библиотеки. Все тексты в библиотеке предназначены для ознакомительного чтения.

Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

Карта сайта

Все книги

Случайная

Разделы

Авторы

Новинки

Подборки

По оценкам

По популярности

По авторам

Рейтинг@Mail.ru

Flag Counter

Философия
Гермес Трисмегист
Пэмандр

Однажды размышлял я о существах; мысль моя реяла в высотах, и все телесные чувства застыли словно в тяжелом сне, последствии насыщения, излишеств или утомления. Мне почудилось, будто огромное существо без определённых очертаний по имени звало меня и говорило мне: Что хочешь ты услышать или увидеть, чему хочешь научиться и чего узнать? Я сказал ему: Кто же ты? Он отвечал:

~"Я Пэмандр ~ верховный разум. Я знаю, чего ты хочешь, и я с тобою повсюду."

И я сказал:

~"Хочу быть сведущим в тварях, постигнуть их естество и познать Бога".

~ "Прими в свой ум всё, что ты хочешь знать, я научу тебя", сказал он.

При этих словах он изменил свой облик, и тотчас всё открылось мне в одно мгновение, и увидел я зрелище необъяснимое: всё претворилось в нежный и приятный свет, чарующий взоры. Вслед затем опустился, колыхаясь, страшный ужасающий мрак. Мне привиделось, будто мрак превращается в какое-то неведомое естество, влажное и трепетное, издающее, дымясь, словно огонь, какой-то зловещий шум. И раздался оттуда вопль, как будто голос огня. Святое слово снизошло из света в природу, и чистый огонь взметнулся из влажной природы к высотам; он был тонок, проницателен, и в тоже время деятелен. И воздух, по лёгкости своей, последовал за огнём; от земли и воды он поднялся к огню и там как-будто повис. Земля и вода пребывали в смешении, и нельзя было различить землю с водою, и поколеблены были они дыханием верховного Слова.

И сказал мне Пэмандр:

~"Что означает это видение?"

~ "Я научусь этому" ~ отвечал я.

~ "Этот свет, ~ сказал он, ~ Я, разум, твой Бог, предтеча влажной природы, выходящей из мрака. Лучезарное Слово, исходящее от разума, сын божий".

~ "И что же?" ~ молвил я.

~ "Узнай: то, что видит и слышит в тебе, есть Слово Господне; Разум же ~ Бог Отец. ~ Они неотделимы один от другого, ибо единство ~ их жизнь".

~ "Благодарю тебя", ~ отвечал я.

~ "Постигни же свет и познай его."

Говоря так, он долго глядел мне в лицо, и я трепетал от взора его; и по знаку его, увидел я в уме моём свет и его неисчислимые могущества, порождение бесконечного мира и приведение в равновесие огня, содержимого в рьяной силе. Это постиг я из слов Пэмандра.

И так как я был в обомлении, он прибавил:

~"Ты созерцаешь в уме своём первичный образ, предтечу безграничного начала".

Так сказал мне Пэмандр.

~"Откуда, ~ возразил я, ~ явились стихии природы?"

Он сказал мне:

~"По воле Бог Он же взяв Разум (Слово) и видя в нём строй и красоту, построил мир по этому образцу, со стихиями, исшедшими из него же, и зачатками душ. Разум, Бог мужской и женский. Он же есть жизнь и свет, порождает словами другой творческий разум, Бога огня и дыхания, который образовал в свой черёд правителей, в их круги заключил чувственный мир и стал им править посредством того, что называется роком.

Слово или разум божий устремилось вскоре от низших стихий и примкнуло к творческой мысли, ибо они одного естества. И низшие, неразумные стихии оставлены были в состоянии простой материи. Творческая мысль, соединённая с разумом, охватив круги и придав им быстрое вращение, возвратила создания свои к себе и установила круговорот от начала к концу, как между двумя недоступными гранями, ибо там, где всё кончается, всё начинается вечно. И повелел Разум, да произведёт круговращение низших стихий бессловесных животных, лишённых рассудка, воздух понёс летучих, вода же плавающих. Земля и вода отделены были одна от другой, ибо так повелел Разум; и земля извела из недр своих содержащихся там животных, четвероногих, пресмыкающихся, зверей диких и домашних. Но Разум, Отец всех, он же есть жизнь и свет, породил человека, подобного себе самому, и возлюбил его, как собственное дитя. Красотою воспроизводил он образ Отца, и Бог возлюбил воистину свой собственный образ и вручил ему всех тварей. Но человек, размыслив над делом творения, захотел творить в свою очередь и разлучился с отцом, вступая в область творчества. Полновластный, он задумал дело сотворения братьев своих, и те полюбили его, и каждый из них уподоблял его своему положению. Тогда, зная своё естество и участвуя в их природе, захотел преступить он грани кругов и превзойти могущество, что зиждется на огне.

И этот властитель мира и смертных существ, лишённых рассудка, через гармонию и мощную преграду кругов, явил низшей природе прекрасный образ Бога. Пред этой дивной красотою, в которой все силы семи правлений сочетались с подобием Бога, природа улыбнулась от любви, ибо увидела она красоту человека в воде и тень его на земле. И он, заметив в воде отражение своегособственного облика, возгорелся любовью к нему и захотел обладать им. Усилие последовало за желанием и зачата была форма, лишённая рассудка. Природа охватила возлюбленного своего и окутала его всего, и соединились они обоюдной любовью. И вот почему, один из всех существ, живущих на земле, человек двойственен, смертный телом, в своём естестве же бессмертный; превосходя гармонию мира, он раб своих оков; мужеский и женский, как его Отец, и превышая сон, он под властью сна."

Чарует меня эта речь, ~ молвил тогда мой ум. А Пэмандр сказал: "Вот тайна, скрываемая доныне. Природа, соединясь с человеком, произвела удивительнейшее из чудес. Он состоял, как я сказал тебе, из воздуха и огня, подобно семи начальникам гармонии; природа не остановилась и произвела семь человек, мужчин и женщин, высшего строя, сообразно семи правителям." "О Пэмандр, ~ воскликнул я, ~ продолжай, любознание моё усугубляется." ~ "Умолкни же, ~ молвил Пэмандр, ибо не кончил я мою речь." ~ "Молчу", ~ отвечал я.

"Порождение этих семерых человек, как сказал я, произошло таким образом: земля явила женское естество, вода ~ произрождающее начало, огонь доставил жар, воздух ~ дыхание и природа произвела тела человеческого вида. Человек получил от жизни и света душу и разум; душа явилась к нему от жизни, от света же разум. И все части чувственного мира пребывали так до полного развития начал и родов. Теперь выслушай остальное, желаемое тобою услышать. И тогда период закончился, всемирная связь расторгнута была волею Бога; ибо все животные, вначале двуполые, одновременно с человеком разделились и образовались самцы с одной стороны и самки с другой. Тотчас же Бог изрёк своё святое слово: возрастайте в произращении и умножайтесь в приумножении, и всё моё деяние и творенья мои; и да знает обладающий разумом, что он бессмертен, и что причина смерти есть любовь к плоти и да познает он все существа.

И при этих словах Провидение соединило четы, по законам необходимым и гармоническим, и установило произрождения. И все существа размножились по родам, а тот, кто познал самого себя, пришёл к совершенному благу; но тот, кто в заблуждении любви, возлюбил тело, тот и остался блуждающим во мраке, из-за чувств подвластный условиями смерти.

" ~ "Какова же, ~ воскликнул я, ~ великая ошибка невежд, что из-за неё они лишаются бессмертия?"

~ "Кажется, ~ ответил он, ~ не понял ты того, что слышал; не велел ли я тебе поразмыслить?"

~ "Я размышляю, ~ сказал я, ~ и вспоминаю, и благодарю тебя."

~ "Если ты обдумал, скажи мне, почему пребывающие в смерти достойны смерти?"

~ "Потому что наше тело происходит от той угрюмой мглы, откуда вышла влажная природа; поэтому и тело, построенное в чувственном мире, кладезь смерти."

~"Ты понял, ~ сказал он, ~ почему тот, кто размышлял над собою, идёт к Богу, как сказано божественным словом?"

Я возразил ему:

~"Потому что из жизни и света состоит Отец всех вещей, от него же родился человек."

~ "Благие слова, ~ сказал он, ~ Бог и Отец, от которого родился человек, ~ свет и жизнь. Если же ведомо тебе, что произошёл ты от жизни и света и состоишь из них ~ пойдёшь ты в жизнь." Таковы были слова Пэмандра.

~" Скажи мне ещё, о Разум, как я могу войти в жизнь", ~ сказал я.

И ответил мой Бог: ~"Человек, обладающий разумом, да познает себя самого в бессмертии сущего."

~ "Итак, не все люди обладают разумом."

~ "Благие слова, ~ сказал он, ~ подумай, о чём говоришь. Я, разум, присутствую у святых, у добрых, у чистых, у милостивых, у благочестивых. Моё могущество в помощь им и тотчас познают они все вещи и призывают Отца с любовью, и к нему обращают молитвы, благословения и хвалы, ему подобающие, и прежде даже, нежели покинуть тело своё смерти, ненавидят чувства, деяния которых им ведомы; или, вернее, я, разум, не допускаю свершиться деяниям плоти. Словно привратник закрываю я вход деяниям дурным и постыдным, отвращая желанья. Но что касается безрассудных, порочных и злых, завистливых и корыстных убийц нечестивых, я далёк от них и предаю их демону-мстителю, он же изливает в чувство их проницающий огонь, толкает их всё больше ко злу, чтобы усугубить их кару и беспрерывно растравляет их страсти ненасытными желаниями, пытает их невидимый враг и живёт в них неугасимое пламя."

"Ты научил меня всему, чего я желал, о Разум; но просвети меня ещё в том, как совершается восхождение." На это Пэмандр сказал: "Сначала тление материального тела предаст его составные части превращениям; видимый облик становится зримым; (личный) нрав, теряя свою силу, предаётся демону, чувства возвращаются сообразно к своим источникам и расплываются в силах (мира). Страсти и желания возвращаются в неразумную природу; остальное возносится через гармонию, покидая в первой зоне свойства роста или ущерба, во второй ~ сноровку зла и уже бессильную хитрость; в третьей ~ иллюзию, отныне не властную над желаниями, в четвёртой ~ тщеславие власти, отныне неудовлетворимое; в пятой ~ нечестивую надменность и безрассудное дерзновение; в шестой ~ привязанность к богатствам, теперь бесплодную; в седьмой ~ коварную ложь. И избавленный таким образом от деяний гармонии (мира), он является в восьмую зону, сохраняя лишь свою личную сущность и поёт с существами гимны в честь Отца. Пребывающие там ликуют с ним, а он, уподобленный им, внемлет мелодичному голосу сил, которые превосходят восьмую природу и распевают хвалы Богу. И тогда стройно возносятся они к Отцу и примыкают к силам, и, ставши сами силами, рождаются в Боге. Таково конечное благо для обладающих знамением ~ стать Богом. Чего же ты теперь ожидаешь~ Ты научился всему; надлежит тебе указывать путь людям, да спасёт Бог через тебя человеческий род."

Сказавши так, Пэмандр примкнул к силам. А я, благословляя Отца всех вещей и воздав ему молитву, воспрянул укреплённый им, постигнув природу вселенной и великое видение. И начал я проповедовать людям красоту религии и Знания. О народы, земнородные люди, погружённые в опьянение, дрёму и Неведение Бога, стряхните ваши чувственные оковы, очнитесь от вашего оцепенения.

Они услышали и собрались вокруг меня. Я же заговорил: "Почему, о земнородные люди, предаётесь вы смерти, когда дозволено вам достигнуть бессмертия~ Придите в себя, шествующие в заблуждении, изнывающие в неведении, бегите мрачного света, причаститесь бессмертию, отступив от тлена."

И одни, насмехаясь, устремлялись в путь смерти; другие, припадая к ногам моим, умоляли их научить. И я, воспрянув, стал руководителем человеческого рода, наставлял их моими речами на путь спасения. Я засевал в них слова мудрости, и питаемы они были водою амброзии (бессмертия); когда же настал вечер, и померкли последние проблески солнца, я призвал их к молитве. И совершив евхаристию (дела благочестия), каждый вернулся к себе на ложе. А я начертал в себе повесть благостыни Пэмандра и, обладая предметом желаний моих, почил исполненный радости. Дремота тела произвела прояснение души, мои сомкнутые очи лицезрели истину, плодотворное молчание принесло в своём лоне всевышнее благо, наречённые слова были семенами благ. Вот благодать, высказанная мною от разума моего, т. е. от Пэмандра, верховного ума; так через божественное вдохновение овладел я истиной. Вот почему всей душою моею и всеми силами благословляю я божественного Отца:

Свят Бог, Отец всего сущего, свят Бог, чья воля совершается его могуществом. Свят Бог, восхотевший быть познанным теми, что принадлежат ему. Свят Ты, создавший бытиё словом твоим; свят ты, чей образ являет природа. Свят ты, не сотворённый природою. Свят ты и сильнее всякой мощи. Свят ты и превыше всякого величия. Свят ты и превыше всякой хвалы. Прими чистую, словесную жертву души и сердца, возносящегося к тебе, о Неизречённый, Неисповедимый, кого познать может одно молчание. Не введи меня в заблуждение, дай познание нашего естества, дай силу, озари милостью твоею непосвящённых братьев племени моего, твоих детей. Верую в тебя и свидетельствую о тебе, шествую в жизни и свете. О Отец, будь благословен; человек, принадлежащий тебе, волит причаститься святыне твоей, по данной тобою власти.

Число просмотров текста: 4645; в день: 0.96

Средняя оценка: Отлично
Голосовало: 19 человек

Оцените этот текст:

Разработка: © Творческая группа "Экватор", 2011-2014

Версия системы: 1.0

Связаться с разработчиками: libbabr@gmail.com

Генератор sitemap

0