ПАВЕЛ ЕПИСКОП РАБ РАБОВ БОЖИИХ
С ОТЦАМИ СВЯТЕЙШЕГО СОБОРА
НА ВЕЧНОЕ ПАМЯТОВАНИЕ
Декрет
О ПОДГОТОВКЕ КО СВЯЩЕНСТВУ
OT
"Optatam totius"
Вступление
Ясно сознавая, что желанное обновление всей Церкви в значительной мере зависит от служения священников, вдохновляемого духом Христовым,1 Святой Собор заявляет о чрезвычайной важности подготовки ко священству и провозглашает некоторые основополагающие принципы, служащие подтверждением законов, уже проверенных вековым опытом, и вводит в них определённые новшества, отвечающие Конституциям и Декретам настоящего Святого Собора, а также изменившимся условиям времени. В силу самогу единства католического священства эта священническая подготовка необходима всем священникам из обоих клиров, независимо от их принадлежности к тому или иному обряду. Поэтому нижеследующие предписания, непосредственно относящиеся к диоцезному клиру, с [202] соответствующими изменениями применимы равным образом и ко всем остальным.
I. О Программе подготовки ко священству,
которую предстоит разработать в каждой отдельной cтpaне
1. Поскольку при таком многообразии народов и регионов можно издавать лишь генеральные законы, для каждой страны и для каждого обряда следует разработать особую "Программу подготовки ко священству", принимаемую Конференциями Епископов2 и в определённые сроки подлежащую пересмотру и утверждению Апостольского Престола. Эта Программа должна сообразовать универсальные законы с особыми обстоятельствами места и времени, чтобы подготовка ко священству всегда отвечала пастырским потребностям тех регионов, в которых предстоит осуществлять священническое служение.
II. О более усердном поощрении призваний ко священству
2. Обязанность заботиться о призваниях ко священству3 возлагается на всё христианское общество, которое должно исполнять её прежде всего полностью христианской жизнью. Этому в высшей степени способствуют как сй мьи, оживотворённые духом веры, любви и благочестия и являющиеся как бы начальной семинарией, так и приходы, в полнокровной жизни которых участвует молодежь. Наставники и все те, кто тем или иным образом заботится об образовании детей и молодёжи, особенно в католических объединениях, пусть стремятся так воспитывать вверенных им молодых людей, чтобы они могли услышать Божественное призвание и охотно ему последовать. [203] Всем священникам следует проявлять сколь возможно большее апостольское рвение в деле поощрения призваний и привлекать дэши молодых людей ко священству собственной скромной и деятельной жизнью, исполненной радости, а также взаимной любовью священников друг к другу и братским сотрудничеством между ними.
Что же касается Епископов, то их задача — побуждать свою паству к поощрению призваний и заботиться о тесном единении всех усилий и трудов. Пусть они, как отцы, не останавливаясь ни перед какими жертвами, помогают тем, кого сочтут призванными к уделу Господню.
Это деятельное единодушие всего Народа Божия в деле поощрения призваний отвечает действию Божественного Провидения, наделяющего людей, избранных свыше к участию в иерархическом священстве Христа, соответствующими дарованиями и помогающего им Своей благодатью. Оно поручает законным служителям Церкви обязанность призывать кандидатов, с верным намерением и в полной свободе стремящихся ко столь великому служению, и, удостоверившись в их пригодности, утверждать их и печатью Святого Духа, посвящая на служение Богу и Церкви.4
Святой Собор рекомендует прежде всего испытанные средства сотрудничества всей общины, каковыми являются настойчивая молитва, христианское покаяние, а также всё более глубокое наставление верующих, осуществляемое в проповеди и в обучении вере или через различные средства массовой коммуникации, заявляющее о необходимости, природе и высоком достоинстве призвания ко священству. Кроме того, Собор поручает Обществам поддержки призваний, уже основанным или подлежащим учреждению в пределах каждого диоцеза, региона или страны, согласно папским документам по данному вопросу методически и последовательно распоряжаться всей пастырской деятельностью по поощрению призваний, не пренебрегая никакими полезными вспомогательными средствами, предлагаемыми современной психологией и социологией, и развивать эту деятельность с надлежащей разборчивостью и вместе с тем с усердием.5 [204]
Но при этом необходимо, чтобы дело поощрения призваний ко священству расширялось и выходило за пределы отдельных диоцезов, стран, монашеских семейств и обрядов, чтобы, принимая во внимание нужды всей Церкви, оказывать помощь прежде всего тем регионам, где особенно настоятельно ощущается потребность в работниках Господнего виноградника.
3. Воспитанников низших семинарий, учреждённых для развития зарождающихся призваний, посредством особого религиозного воспитания, а прежде всего — надлежащего духовного руководства следует готовить к тому, чтобы они могли с благородным духом и с чистым сердцем следовать за Христом Спасителем. Под отеческим руководством настоятелей и при надлежащем сотрудничестве родителей им нужно вести жизнь, соответствующую возрасту, духу и развитию подростков и вполне сообразную со здравыми психологическими нормами, которая не должна причинять ущерба надлежащему опыту в делах человеческих и отношениям с семьёй.6 Кроме того, к низшим семинариям применимы и нормы, устанавливаемые в дальнейшем для высших семинарий — в той мере, в какой эти нормы отвечают цели и программе низшей семинарии. Учебные занятия воспитанников следует поставить таким образом, чтобы они могли без труда продолжить образование в другом месте, если иной статус жизни окажется для них предпочтительнее.
С равной заботой следует лелеять ростки призвания у подростков и юношей в особых учебных заведениях, в силу местных условий служащих тем же целям, что и низшие семинарии, а также у тех, кто получает образование в других школах или воспитательных учреждениях. Надлежит также усердно поддерживать учебные заведения и прочие начинания, предназначенные для тех, кто решает следовать Божественному призванию, будучи уже в зрелом возрасте.
III. Об организации высших семинарий
4. Высшие семинарии для подготовки священников необходимы. В них всё воспитание учащихся должно стремиться к тому, чтобы они стали подлинными пастырями душ по примеру Господа нашего Иисуса Христа, Учителя, Священника и Пастыря.7 Поэтому их [205] следует готовить: к служению Слова — чтобы они всё глубже вникали в Слово Божие, данное в Откровении, усваивали его через размышление и выражали словом и делом; к служению культа и освящения — чтобы, молясь и совершая литургические священнодействия, они исполняли дело спасения через Евхаристическую Жертву и Таинства; к пастырскому служению — чтобы они могли явить людям образ Христа, Который "не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10, 45; ср. Ин 13, 12-17) и чтобы, всем поработив себя, они больше приобрели (ср. 1 Кор 9, 19).
Поэтому все стороны воспитания — духовного, умственного и дисциплинарного — через согласованное действие должны направляться к пастырской цели, а всем руководителям и преподавателям следует прилежно и единодушно трудиться ради её достижения, верно повинуясь власти Епископа.
5. Поскольку же подготовка воспитанников зависит и от мудрых законов, а ещё более — от способных воспитателей, то руководителей и преподавателей семинарий надлежит избирать из лучших мужей8 и тщательно готовить их посредством основательного обучения, подобающего пастырского опыта и особого духовного и педагогического образования. Потому, чтобы достичь этой цели, необходимо устраивать особые учреждения или, по крайней мере, курсы, поставленные надлежащим образом, а также собрания руководителей семинарий, проводящиеся в установленные сроки.
Что же касается руководителей и преподавателей, то им следует проникнуться сознанием того, насколько успех в подготовке воспитанников зависит от их образа мысли и поведения. Под руководством ректора они должны добиться самого тесного согласия в духе и деятельности и составить друг с другом и с воспитанниками семью, соответствующую молитве Господа: "Чтобы они были едино" (Ин 17, 11), а также поддерживать в воспитанниках радость их призвания. Епископу же надлежит с постоянной и заботливой любовью воодушевлять работников семинарии и выказывать себя воспитанникам подлинным [206] отцом во Христе. Наконец, все священники должны считать семинарию сердцем диоцеза и охотно оказывать ей своё содействие.9
6. С неусыпной заботой, соответственно возрасту и уровню развития каждого из кандидатов, необходимо проверить правоту их намерения и свободу их воли, духовную, нравственную и интеллектуальную пригодность, подобающее состояние их физического и психического здоровья, учитывая также возможные наследственные предрасположения. Следует также взвесить способность кандидатов к несению тягот жизни священника и к исполнению пастырских обязанностей.10 Однако во всём деле отбора и испытания воспитанников всегда нужно проявлять должную твёрдость, даже при плачевной нехватке священников,11 поскольку Бог не допустит, чтобы Его Церковь осталась без служителей, если выдвигать будут лишь достойных, а непригодных будут своевременно и отечески направлять на исполнение иных обязанностей, помогая им в том, чтобы они, сознавая своё христианское призвание, смело вступали на поприще апостольства мирян.
7. Там, где отдельные диоцезы оказываются не в состоянии должным образом устроить свою собственную семинарию, следует учреждать и поддерживать междиоцезные семинарии, общие для одного региона или страны, чтобы успешнее обеспечивать прочную подготовку воспитанников — а в этом деле её следует считать высшим законом. Такие семинарии, будь то региональные или национальные, должны управляться согласно уставам, которые были разработаны заинтересованными в этом Епископами12 и утверждены Апостольским Престолом.
Однако в тех семинариях, где воспитанников много, следует, сохраняя единство управления и преподавания наук, на разумных основаниях распределять воспитанников по небольшим группам, чтобы лучше способствовать личной подготовке каждого из них. [207]
IV. О более тщательной духовной подготовке
8. Духовная подготовка должна быть тесно связана с вероучительной и пастырской. Её, прежде всего с помощью духовного руководителя,13 следует проводить так, чтобы воспитанники учились жить в глубоком и непрерывном общении с Отцом через Сына Его Иисуса Христа во Святом Духе. Пусть они, кому предстоит уподобиться Христу-Священнику через рукоположение, привыкают также проводить всю жизнь в тесном единении с Ним, как Его друзья.14 Им надлежит так переживать Пасхальную Тайну Христа, чтобы в будущем они могли посвящать в неё поручаемый им народ. Пусть они учатся искать Христа в верном размышлении над Словом Божиим, в деятельном общении со святейшими Тайнами Церкви — прежде всего в Евхаристии и в Литургии Часов15; пусть учатся искать Его в Епископе, который посылает их на служение, и в людях, к которым они посланы, особенно в бедных, детях, больных, грешниках и неверующих. С сыновним доверием они должны любить и почитать Пресвятую Деву Марию, Которую Иисус Христос, умирая на кресте, дал в матери Своему ученику.
Упражнения благочестия, проверенные достопочтенным опытом Церкви, следует усердно поощрять; однако надо заботиться о том, чтобы духовное воспитание состояло не только из этих упражнений и развивало не одно лишь религиозное чувство. Скорее воспитанникам надлежит учиться жить по примеру Евангелия, утверждаться в вере, надежде и любви, чтобы через дела, проникнутые этими добродетелями, стяжать молитвенный дух,16 укрепить и соблюсти своё призвание, обрести силу других добродетелей и возрастать в своём ревновании о том, чтобы приобрести всех людей для Христа. [208]
9. Воспитанникам надлежит проникнуться тайной Церкви, получившей особое освещение на настоящем Святом Соборе, чтобы, связав себя узами смиренной и сыновней любви с Наместником Христа, облекшись священным саном, они были привержены своему Епископу как его верные сотрудники и, оказывая ему помощь вместе со своими собратьями, подавали свидетельство о том единстве, которое привлекает людей ко Христу.17 Широко открывая своё сердце, пусть они учатся участвовать в жизни всей Церкви, по слову Св. Августина: "Насколько каждый любит Церковь Христову, настолько он имеет Святого Духа".18 Воспитанникам следует крепко усвоить, что они не предназначены ни для господства, ни для почестей, но должны всецело предаться служению Богу и пастырской заботе. С особым попечением следует воспитывать в них священническое послушание, умение жить в бедности и дух самоотречения,19 чтобы они привыкали с готовностью отказываться даже от того, что позволено, но не полезно, и сообразоваться распятому Христу.
Нужно дать воспитанникам понятие о тяготах, которые им предстоит нести, не умалчивая ни о каких трудностях жизни священника, но вовсе не для того, чтобы в своей будущей деятельности они видели почти исключительно опасную сторону: скорее они должны готовиться к духовной жизни, которая получит крепчайшую поддержку из самуй их пастырской деятельности.
10. Тех воспитанников, которые согласно святым и нерушимым законам своего обряда следуют досточтимой традиции священнического безбрачия, надлежит тщательно готовить к этому статусу, в котором они отказываются от супружеских уз "для Царства Небесного" (Мф 19, 12), и, держась Господа в нераздельной любви,20 глубоко соответствующей Новому Завету, свидетельствуют о воскресении грядущего века (ср. Лк 20, 36)21 и обретают прочнейшую поддержку в непрестанной практике той совершенной любви, благодаря которой они [209] могут стать всем для всех во священническом служении.22 Им нужно глубоко сознавать, с какой благодарностью следует принять этот статус: не только как предписание церковного закона, но и как драгоценный дар Божий, который надо смиренно испрашивать, на который надлежит незамедлительно, свободно и щедро ответить под воздействием и с помощью благодати Святого Духа.
Пусть воспитанники как следует знают об обязанностях и о достоинстве христианского брака, являющего собою образ взаимной любви Христа и Церкви (ср. Еф 5, 22-33). Однако они должны ясно видеть преимущество девственности, посвящённой Христу,23 чтобы посредством зрело обдуманного и благородного выбора всецело телом и душой посвятить себя Господу.
Их необходимо предупредить об опасностях, грозящих их целомудрию, особенно в современном обществе.24 Прибегая к помощи Божественных и человеческих средств, пусть они учатся так усваивать своё отречение от брака, чтобы не только не потерпеть никакого ущерба от безбрачия в своей жизни и деятельности, но, напротив, благодаря ему успешнее научиться владеть и душой, и телом, стать более зрелыми и глубже постигать блаженство Евангелия.
11. Нормы христианского воспитания следует свято соблюдать и подобающим образом дополнять последними открытиями здравой психологии и педагогики. Поэтому посредством мудро поставленной подготовки нужно развивать в воспитанниках и должную человеческую зрелость, проявляющуюся главным образом в определённой устойчивости характера, в способности принимать обдуманные решения и верно судить о событиях и о людях. Пусть воспитанники привыкают верно управлять собственным характером, вырабатывают силу духа и вообще учатся ценить те добродетели, которые высоко ценятся людьми и располагают их к служителю Христа,25 — каковыми являются, например, искренность, непрестанная забота о справедливости, верность данному слову, любезность в обращении, а в беседе — скромность, соединённая с любовью.
Дисциплину жизни в семинарии следует расценивать не только как прочную поддержку совместной жизни и любви, но и как неотъемлемую часть всего воспитания в целом, необходимую для того, чтобы обрести способность к самообладанию, развить полную личную [210] зрелость и выработать другие черты характера, весьма способствующие планомерной и плодотворной деятельности Церкви. Однако эту дисциплину нужно поддерживать таким образом, чтобы у воспитанников развилась внутренняя готовность принимать власть настоятелей по внутреннему убеждению, то есть по совести (ср. Рим 13, 5) и из сверхприродных побуждений. А нормы дисциплины надлежит так сообразовать с возрастом воспитанников, чтобы, постепенно привыкая к самостоятельности, они в то же время приучались разумно пользоваться свободой, действовать по своему почину и с усердием,26 а также сотрудничать с собратьями и с мирянами.
Весь распорядок жизни семинарии, проникнутый стремлением к благочестию и молчанию и заботливой взаимопомощью, нужно поставить так, чтобы он был своего рода посвящением в ту жизнь, которую в будущем предстоит вести священнику.
12. Чтобы духовная подготовка строилась на более прочных основаниях, а воспитанники следовали своему призванию по зрело обдуманному выбору, Епископам нужно будет установить надлежащий срок более интенсивного начального духовного воспитания. Их задача будет также состоять в том, чтобы обдумать возможность введения некоторого перерыва в занятиях или необходимой начальной пастырской практики, что позволит лучше наладить испытание кандидатов ко священству. Кроме того, в зависимости от условий того или иного региона Епископам необходимо будет вынести решение о повышении предельного возраста, в настоящее время требуемого общим правом для принятия рукоположения, а также о том, уместно ли будет, если по окончании богословского курса воспитанники в течение некоторого времени будут исполнять диаконское служение, прежде чем их возведут во священство.
V. О необходимости пepecмoтpeть преподавание
церковных дисциплин
13. Прежде чем воспитанники начнут изучать церковные дисциплины в собственном смысле слова, им нужно дать такое гуманитарное и естественнонаучное образование, которое позволяет молодежи в их стране получить доступ к высшему образованию. Кроме того, они должны приобрести познания в латинском языке, необходимые для того, чтобы понимать и использовать столь многочисленные научные [211] источники и документы Церкви.27 Необходимым следует считать и изучение литургического языка, употребляемого в каждом отдельном обряде; наконец, нужно всячески поощрять надлежащее знание языков Священного Писания и Предания.
14. При пересмотре преподавания церковных дисциплин нужно прежде всего заботиться о том, чтобы философские и богословские дисциплины успешнее сочетались друг с другом и согласно стремились всё яснее и яснее открывать умам воспитанников Тайну Христа, которая затрагивает всю историю рода человеческого, непрестанно влияет на Церковь и действует прежде всего через священническое служение.28
Чтобы с самого начала подготовки дать воспитанникам понятие об этом, изучение церковных наук должно начинаться со вводного курса, длящегося в течение подобающего срока. В этом введении в изучение наук Тайну спасения следует излагать так, чтобы воспитанники усвоили значение церковных дисциплин, их порядок и их пастырскую цель. Вместе с тем нужно помочь им основать на вере и пропитать ею всю свою жизнь, а также укрепить их в призвании, которое надлежит принимать самоотверженно и радостно.
15. Философские дисциплины нужно преподавать таким образом, чтобы привести воспитанников к обретению основательного и непротиворечивого познания человека, мира и Бога. При этом воспитанникам нужно опираться на непреходящее философское наследие,29 а также принимать во внимание философские исследования нынешней эпохи — особенно те, которые обладают наибольшим влиянием в данной стране — а также последние достижения научного прогресса, чтобы они, верно понимая дух нашего времени, могли надлежащим образом подготовиться к диалогу со своими современниками.30
Историю философии нужно преподавать так, чтобы воспитанники, усвоив основополагающие принципы различных систем, могли принять то истинное, что в них содержится, раскрыв и опровергнув при этом корни заблуждений.
Сам порядок преподавания должен пробуждать в воспитанниках любовь к строгим поискам истины, к её соблюдению и доказательству, [212] наряду с честным признанием пределов человеческого познания. Следует обращать пристальное внимание на соотношение философии с подлинными проблемами жизни, а также на вопросы, занимающие умы воспитанников. Нужно также помогать им понять связь между философскими рассуждениями и тайнами спасения, которые в богословии рассматриваются в высшем свете веры.
16. Богословские дисциплины нужно преподавать в свете веры и под руководством Учительства Церкви,31 чтобы воспитанники со старанием черпали католическое вероучение из сокровищницы Божественного Откровения, глубоко вникали в него, обращали его в пищу своей духовной жизни32 и могли возвещать, излагать и блюсти его в своём священническом служении.
С особым старанием воспитанников следует наставлять в изучении Священного Писания, которое должно быть как бы душой всего богословия.33 После надлежащего введения они должны получить обстоятельное посвящение в метод экзегезы и усвоить основные темы Божественного Откровения, обретая побуждение и духовную пищу в ежедневном чтении Священного Писания и в размышлении над ним.34
Догматическое богословие надлежит преподавать в следующем порядке: прежде всего следует излагать библейские темы; затем нужно объяснить воспитанникам, какой вклад внесли Отцы Восточной и Западной Церкви в верную передачу и разработку каждой из истин Откровения, а также изложить дальнейшую историю догматов, принимая во внимание и их связь с общей историей Церкви;35 далее, чтобы пролить как можно более полный свет на тайны спасения, [213] пусть воспитанники учатся глубже вникать в них посредством рассуждения, руководствуясь учением Св. Фомы, и постигать взаимную связь между ними.36 Воспитанников следует обучать признанию этих тайн, всегда присутствующих и действующих в литургических действиях37 и во всей жизни Церкви; наконец, пусть они учатся искать решения человеческих проблем в свете Откровения, применять его вечные истины к изменчивым человеческим условиям и передавать их современникам доступным для них образом.38
Равным образом и прочие богословские дисциплины следует обновить посредством более живого соприкосновения с тайной Христа и с историей спасения. Особую заботу надлежит проявить о совершенствовании нравственного богословия, научное изложение которого, в большей степени насыщенное учением Священного Писания, должно проливать свет на возвышенное призвание верующих во Христа и на их обязанность приносить в любви плоды ради жизни мира. Также и в изложении канонического права, и в преподавании церковной истории следует обращаться к тайне Церкви согласно догматической Конституции "О Церкви", провозглашённой настоящим Св. Собором. Священной Литургии, которую надлежит считать первым и необходимым источником подлинно христианского духа, нужно обучать согласно содержанию статей 15 и 16 Конституции "О Литургии".39
Должным образом считаясь с различными местными условиями, необходимо вести воспитанников к более полному знанию о Церквах и церковных общинах, отделённых от Римского Апостольского Престола, [214] чтобы они могли внести свой вклад в дело восстановления единства всех христиан согласно предписаниям настоящего Св. Собора.40
Воспитанников нужно знакомить и с другими религиями, наиболее распространёнными в тех или иных регионах, чтобы они лучше признавали то, чту в них, по замыслу Божию, есть доброго и истинного, учились опровергать заблуждения и могли передать полноту истины тем, кто лишён её света.
17. Поскольку же вероучительная подготовка должна стремиться не к простой передаче понятий, а к подлинному внутреннему наставлению воспитанников, надлежит пересмотреть методы преподавания: как в том, что касается лекций, собеседований и упражнений, так и в деле поощрения занятий воспитанников, осуществляемых либо в частном порядке, либо небольшими группами. Нужно тщательно заботиться о единстве и основательности всей подготовки, избегая чрезмерного умножения числа дисциплин и лекций и оставляя в стороне те вопросы, которые не имеют уже почти никакого значения или должны рассматриваться на высших ступенях образования.
18. Епископам нужно будет заботиться о том, чтобы молодые люди, наделённые надлежащим характером, добродетелью и дарованиями, направлялись в особые институты, на факультеты или в университеты для изучения священных наук и прочих дисциплин, которые покажутся уместными, чтобы таким образом готовить священников с высшим научным образованием, способных отвечать различным требованиям апостольства. Однако ни в коем случае не следует пренебрегать их духовной и пастырской подготовкой, особенно в том случае, если они ещё не приняли священство.
VI. О развитии пастырской подготовки в строгом смысле слова
19. Та забота о пастырстве, которая должна сказываться на всей подготовке воспитанников в целом,41 требует также, чтобы они получали тщательные наставления в том, что на особых основаниях относится ко священническому служению, особенно к обучению вере и [215] к проповеди, а также к литургическому богопочитанию и преподанию таинств, к делам милосердия, к долгу идти навстречу заблуждающимся и неверующим, равно как и к иным пастырским обязанностям. Их следует основательно обучать искусству руководить душами, благодаря которому они смогут воспитать всех детей Церкви — прежде всего для вполне сознательной и апостольской христианской жизни и для исполнения обязанностей, свойственных их статусу. С равной заботой пусть они учатся помогать монашествующим пребывать в благодати их призвания и преуспевать согласно духу различных орденов.42
Вообще в воспитанниках нужно развивать надлежащие способности, немало способствующие диалогу с людьми — как, например, умение слушать других и в духе милосердия открывать сердце людям в различных жизненных обстоятельствах.43
20. Пусть воспитанники учатся также пользоваться вспомогательными средствами, которые способны предоставить педагогика, психология и социология,44 причём с применением верных методов и согласно нормам, установленным церковной властью. Их надлежит также основательно учить тому, как побуждать мирян к апостольской деятельности и поощрять её,45 а также развивать различные, более действенные формам апостольства. Воспитанники должны проникнуться тем подлинно католическим духом, который приучает их смотреть за пределы своего диоцеза, своей страны или своего обряда, и [216] приходить на помощь Церкви в её нуждах, проявляя готовность проповедовать Евангелие повсюду.46
21. Необходимо, чтобы воспитанники изучали искусство апостольства не только теоретически, но и практически, и могли действовать, неся за это полную ответственность, а также совместно с другими людьми. Поэтому уже в течение учебного года, а также во время каникул, они должны делать первые шаги на пастырском поприще посредством соответствующей практики. Она должна проводиться сообразно возрасту воспитанников и местным условиям, по благоразумному суждению Епископов, а также методично и под руководством мужей, опытных в пастырском деле, причём всегда надлежит помнить о могущественной силе сверхприродных средств.47
VII. О продолжении подготовки после периода обучения
22. Поскольку — прежде всего в силу тех условий, в которых живёт современное общество — необходимо продолжать и совершенствовать подготовку священников и по окончании учебного курса в семинариях,48 Конференции Епископов в каждой отдельной стране должны будут прибегнуть к соответствующим средствам, каковыми являются: пастырские институты, сотрудничающие с приходами, отобранными надлежащим образом; собрания, проводимые в установленные сроки, и соответствующие упражнения, с помощью которых молодой клир сможет постепенно осваиваться с жизнью священника и с апостольской деятельностью в духовном, [217] интеллектуальном и пастырском аспекте и всё более обновлять и развивать их.
Заключение
Отцы настоящего Святого Собора, продолжая дело, начатое Тридентским Собором, с доверием поручая настоятелям и преподавателям семинарий обязанность воспитывать будущих священников Христовых в духе обновления, поддерживаемого этим Священным Собором, настоятельно призывают тех, кто готовится ко священническому служению, в полной мере сознавать, что им поручается надежда Церкви и спасение душ. Пусть они, с готовностью принимая нормы настоящего Декрета, принесут обильнейшие плоды, которые пребудут вечно.
Всё, что провозглашено в этом Декрете — и в целом, и по отдельности — было угодно Отцам Святейшего Собора. Апостольской властью, данной Нам Христом, Мы вместе с Достопочтенными Отцами утверждаем, решаем и постановляем это во Святом Духе и повелеваем обнародовать во славу Божию то, что было постановлено на Соборе.
Рим, у Cв. Петра, 28 октября 1965 г.
Я, ПАВЕЛ, Епископ Католической Церкви
Следуют подписи Отцов
Примечания
1 По воле Самого Христа преуспеяние всего Народа Божия в высшей степени зависит от служения священников: это явствует из тех слов, которыми Господь поставил Апостолов, а также их преемников и соработников, глашатаями Евангелия, руководителями нового избранного народа и служителями Божьих тайн. Это подтверждается также изречениями Отцов и Святых и многими документами Верховных Первосвященников.
См. прежде всего:
Св. Пий Х, Призыв. ко клиру Haerent animo, 4 авг. 1908: S. Pii Х Acta IV, рр. 237-264.
Пий XI, Энцикл. письмо Ad catholici Sacerdotii, 20 дек. 1935: AAS 28 (1936), прежде всего рр. 37-52.
Пий XII, Апост. призыв. Menti Nostrae, 23 сент. 1950: AAS 42 (1950), рр. 657- 702.
Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Sacerdotii Nostri primordia, 1 авг. 1959: AAS 51 (1959), рр. 545-579.
Павел VI, Апост. посл. Summi Dei Verbum, 4 ноября 1963: AAS 55 (1963), рр. 979-995.
2 Всю подготовку ко священству, то есть распорядок семинарии, духовную подготовку, учебный план, совместную жизнь и дисциплину воспитанников, а также пастырскую практику надлежит согласовать с различными местными условиями. Это согласование в его основополагающих принципах должны проводить, следуя общим нормам: для секулярного духовенства — Конференции Епископов, а для клира из монашествующих, соответственно — полномочные Настоятели (cр. Свящ. Конгр. по делам монашествующих, Апост. Конст. Sedes Sapientiae и приложенный к ней Генеральный Устав (Statuta Generalia) ст. 19, второе издание, Romae 1957, pp. 38 слл.).
3 Из числа самых тяжких бедствий, от которых страдает ныне Церковь, почти повсюду особенно выделяется нехватка призваний.
Ср. Пий XII, Апост. призыв. Menti Nostrae: "... количество священников как в католических регионах, так и на миссионерских территориях по большей части не отвечает возрастающим потребностям": AAS 42 (1950), р. 682.
Иоанн XXIII: "Проблема церковных и монашеских призваний составляет предмет каждодневных забот Папы..., это упование его молитвы, горячее стремление его души" (Из Обращения к I Международному Конгрессу по призваниям к статусу совершенства, 16 дек. 1961: AAS 54 (1962), p. 33.
4 Пий XII, Апост. Конст. Sedes Sapientiae, 31 мая 1956: AAS 48 (1956), р. 357.
Павел VI, Апост. посл. Summi Dei Verbum, 4 ноября 1963: AAS 55 (1963), рр. 984 слл.
5 Ср. прежде всего: Пий XII, Моту проприо Cum nobis "об учреждении Папского Общества по призваниям ко священству при Свящ. Конгрегации по делам семинарий и университетов", 4 ноября 1941: AAS 33 (1941), р. 479, с прилагаемыми Уставами и Нормами, опубликованными этой Свящ. Конгрегацией 8 сент. 1943. Моту проприо Cum supremae "о главном Папском Обществе по призваниям к монашеству", 11 февр. 1955: AAS 47 (1955), р. 266, с прилагаемыми Уставами и Нормами, опубликованными Свящ. Конгр. по делам монашествующих (там же, рр. 298-301); II Ват. Собор, Декр. об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям, Perfectae Caritatis, 24 (см. наст. изд., с. 198-199); Декр. о пастырском служении Епископов в Церкви, Christus Dominus, 15 (см. наст. изд., с. 168).
6 Ср. Пий ХII, Апост. призыв. Menti Nostrae, 23 сент. 1950: AAS 42 (1950), р. 685.
7 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 28: AAS 57 (1965), р. 34 (см. наст. изд., сc. 92-94).
8 Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Ad Catholici Sacerdotii, 20 дек. 1935: AAS 28 (1936), р. 37: "Прежде всего необходим тщательный отбор руководителей и наставников... в такого рода священные коллегии назначайте священников, украшенных высшей добродетелью; нимало не колеблясь, отвлекайте их от тех обязанностей — даже если они представляются более важными — которые, однако же, не могут сравниться с этим первостепенным делом, коего не заменит ничто другое". На этом принципе отбора самых лучших снова настаивает Пий XII в Апостольском письме к бразильским Ординариям, отправленном 23 апреля 1947, Discorsi е Radiomessaggi IX, рр. 579-580.
9 Об общей обязанности оказывать содействие семинариям см. Павел VI, Апост. посл. Summi Dei Verbum, 4 ноября 1963: AAS 55 (1963), р. 984.
10 Ср. Пий XII, Апост. призыв. Menti Nostrae, 23 сент. 1950: AAS 42 (1950), р. 684; Свящ. Конгр. по Таинствам, Циркулярное письмо Magna equidem к местным Ординариям, 27 дек. 1935, 10. В отношении монашествующих см. Генеральный Устав (Statuta Generalia), приложенный к Апостольской Конституции Sedes Sapientiae, 31 мая 1956, ст. 33.
Павел VI, Апост. посл. Summi Dei Verbum, 4 ноября 1963: AAS 55 (1963), р. 987 сл.
11 Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Ad Catholici Sacerdotii, 20 дек. 1935: AAS 28 (1936), р. 41.
12 Постановлено, что в выработке уставов региональных или национальных семинарий должны участвовать все заинтересованные Епископы, причём отменяется предписание канона 1357, § 4 ККП 1917.
13 Ср. Пий XII, Апост. призыв. Menti Nostrae, 23 сент. 1950: AAS 42 (1950), р. 674; Свящ. Конгр. по делам семин. и универс., Духовная подготовка кандидата во священство, Cittа del Vaticano 1965.
14 Ср. Св. Пий Х, Призыв. ко клиру, Haerent animo, 4 авг. 1908: S. Pii Х Acta, IV, рр. 242-244; Пий XII, Апост. призыв. Menti Nostrae, 23 сент. 1950: AAS 42 (1950), рр. 659-661; Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Sacerdotii Nostri Primordia, 1 авг. 1959: AAS 51 (1959), р. 550 сл.
15 Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Mediator Dei, 20 ноября 1947: AAS 39 (1947), рр. 547 слл. и 572 сл.; Иоанн XXIII, Апост. призыв. Sacrae Laudis, 6 янв. 1962: AAS 54 (1962), р. 69; II Ват. Собор, Конст. о Священной Литургии, Sacrosanctum Concilium, 16 и 17: AAS 56 (1964), р. 104 сл. (см. наст. изд., сc. 21-22); Свящ. Конгр. по обрядам, Инструкция по надлежащему руководству в деле исполнения Конституции о Священной Литургии, 26 сент. 1964, 14-17: AAS 56 (1964), р. 880 сл.
16 Ср. Иоанн ХХIII, Энцикл. письмо Sacerdotii Nostri Primordia: AAS 51 (1959), р. 559 сл.
17 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 28: AAS 57 (1965), р. 35 сл. (см. наст. изд., сc. 92-94).
18 Св. Августин, На Ин., тр. 32. 8: PL 35, 1646.
19 Ср. Пий XII, Апост. призыв. Menti Nostrae: AAS 42 (1950), рр. 662 сл., 685, 690; Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Sacerdotii Nostri Primordia: AAS 51 (1959), рр. 551-553; 556 сл.; Павел VI, Энцикл. письмо Ecclesiam suam, 6 авг. 1964: AAS 56 (1964), р. 634 сл.; II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, прежде всего ст. 8: AAS 57 (1965), р. 12 (см. наст. изд., сc. 69-70).
20 Ср. Пий XII, Энцикл. посл. Sacra Virginitas, 25 марта 1954: AAS 46 (1954), рp. 165 слл.
21 Ср. Св. Киприан, О поведении дев, 22: PL 4, 475; Св. Амвросий, О девах I. 8. 52: PL 16, 202 сл.
22 Ср. Пий XII, Апост. призыв. Menti Nostrae: AAS 42 (1950), р. 663.
23 Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Sacra Virginitas, указ. место, рр. 170-174.
24 Ср. Пий XII, Апост. призыв. Menti Nostrae, указ. место, рр. 664 и 690 сл.
25 Ср. Павел VI, Апост. посл. Summi Dei Verbum, 4 ноября 1963: AAS 55 (1963), р. 991.
26 Ср. Пий ХII, Апост. призыв. Menti Nostrae, указ. место, р. 686.
27 Ср. Павел VI, Апост. посл. Summi Dei Verbum, указ. место, р. 993.
28 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 7 и 28: AAS 57 (1965), рр. 9-11, 33 (см. наст. изд., сс. 67-69 и 82-94).
29 Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Humani Generis, 12 авг. 1950: AAS 42 (1950), рр. 571-575.
30 Ср. Павел VI, Энцикл. письмо Ecclesiam suam, 6 авг. 1964: AAS 56 (1964), рр. 637 слл.
31 Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Humani Generis, 12 авг. 1950: AAS 42 (1950), рр. 567-569; Речь Si diligis, 31 мая 1954: AAS 46 (1954), р. 314 сл.; Павел VI, Речь, произнесённая в Григорианском Папском Университете, 12 марта 1964: AAS 56 (1964), р. 364 сл.; II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 25: AAS 57 (1965), рр. 29-31 (см. наст. изд., сс. 88-89).
32 Ср. Св. Бонавентура, Путеводитель души к Богу, Прол., 4: "Пусть <читатель> не полагает, что ему достаточно будет чтения без <духовного> помазания, созерцания — без благоговения, исследования — без восхищения, обозрения — без восторга, усердия — без милосердия, знания — без любви, разумения — без смирения, учёности — без Божественной благодати, умозрения — без мудрости, вдохновлённой свыше" (Оpеrа Omnia, V, Quaracchi 1891, р. 296).
33 Ср. Лев XIII, Энцикл. Providentissimus Deus, 18 ноября 1893: ASS 26 (1893-94), р. 283.
34 Ср. Папская Библейская Комиссия, Инструкция о надлежащем преподавании Священного Писания, 13 мая 1950: AAS 42 (1950), р. 502.
35 Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Humani Generis, 12 авг. 1950: AAS 42 (1950), р. 568 сл.: "... благодаря изучению священных источников священные науки всегда остаются молодыми; противная позиция, пренебрегающая дальнейшим изучением священного наследия, оказывается, как мы знаем по опыту, бесплодной".
36 Ср. Пий XII, Слово к воспитанникам семинарий, 24 июня 1939: AAS 31 (1939), р. 247: "Состязательность... в обнаружении и распространении истины согласно положениям учения Св. Фомы не устраняется, но скорее поощряется и должным образом направляется". Павел VI, Речь, произнесённая в Папском Григор. Унив., 12 марта 1964: AAS 56 (1964), р. 365: "(Наставникам)... надлежит благоговейно прислушиваться к голосу Учителей Церкви, среди которых первостепенное место занимает Божественный Фома Аквинский. Ибо такова сила дарования Ангельского Доктора, столь неподдельна его любовь к истине и так велика его мудрость в исследовании и разъяснении глубочайших истин, равно как и в объединении оных теснейшими узами, что учение его оказывается самым действенным средством не только надёжного сохранения основоположений веры, но и полезного, основательного обретения плодов здравого развития". Ср. также Речь на VI Международном томистическом Конгрессе, 10 сент. 1965: AAS 57 (1965), pp. 788-792.
37 Ср. II Ват. Собор, Конст. о Священной Литургии, Sacrosanctum Concilium, 7 и 16: AAS 56 (1964), рр. 100 сл. и 104 сл. (см. наст. изд., сс. 18 и 21).
38 Ср. Павел VI, Энцикл. письмо Ecclesiam suam, 6 авг. 1964: AAS 56 (1964), р. 640 сл.
39 Ср. II Ват. Собор, Конст. о Священной Литургии, Sacrosanctum Concilium, 10, 14, 15, 16 (см. наст. изд., сс. 19, 21); Свящ. Конгр. по обрядам, Инструкция по надлежащему руководству в деле исполнения Конституции о Священной Литургии, 26 сент. 1964, 11 и 12: AAS 56 (1964), р. 879 сл.
40 Ср. II Ват. Собор, Декр. об экуменизме, Unitatis Redintegratio, 1, 9, 10: AAS 57 (1965), рр. 90 и 98 сл. (см. наст. изд., сс. 143-144, 151-152).
41 Представление о совершенном образе пастыря можно составить по документам последних Понтификов, где подробно говорится о жизни, дарованиях и подготовке священников; см. прежде всего:
Св. Пий Х, Призыв. ко клиру Haerent animo, S. Pii Х Acta, IV, рр. 237 слл.;
Пий XI, Энцикл. письмо Ad Catholici Sacerdotii: AAS 28 (1936), рр. 5 слл.;
Пий XII, Апост. призыв. Menti Nostrae: AAS 42 (1950), рр. 657 слл.;
Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Sacerdotii Nostri primordia: AAS 51 (1959), рр. 545 слл.;
Павел VI, Апост. посл. Summi Dei Verbum: AAS 55 (1963), рр. 979 слл.
Немало сведений о пастырском воспитании можно обнаружить также в: Энцикл. письмо Mystici Corporis (1943), Mediator Dei (1947), Evangelii Praecones (1951), Sacra Virginitas (1954), Musicae Sacrae Disciplina (1955), Princeps Pastorum (1959), равно как и в Апост. Конст. Sedes Sapientiae (1956) в отношении монашествующих.
Пий XII, Иоанн XXIII и Павел VI неоднократно разъясняли образ доброго пастыря и в своих обращениях к семинаристам.
42 О значении статуса, определяемого принесением евангельских обетов, см II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, гл. VI: AAS 57 (1965), рp. 49-53 (см. наст. изд., сс. 109-112); Декр. об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям, Perfectae Caritatis (см. наст. изд., сс. 187-199).
43 Ср. Павел VI, Энцикл. письмо Ecclesiam suam, 6 авг. 1964: AAS 56 (1964), passim, прежде всего рр. 635 сл. и 640 слл.
44 Ср. прежде всего Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Mater et Magistra, 15 мая 1961: AAS 53 (1961), рр. 401 слл.
45 Ср. в особенности II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 33: AAS 57 (1965), р. 39 (см. наст. изд., с. 98)
46 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 17: AAS 57 (1965), р. 20 сл. (см. наст. изд., с. 79).
47 Многие папские документы предупреждают о том, как опасно пренебрегать в пастырской деятельности сверхприродной целью или, по крайней мере, практически недооценивать сверхприродные средства; см. прежде всего документы, упомянутые в примечании 41.
48 Последние документы Святого Престола особо настаивают на необходимости заботиться о священниках, недавно принявших рукоположение. Прежде всего следует упомянуть:
Пий XII, Моту проприо Quandoquidem, 2 апр. 1949: AAS 41 (1949), рр. 165-167; Апост. призыв. Menti Nostrae, 23 сент. 1950: AAS 42 (1950); Апост. Конст. (о монашествующих) Sedes Sapientiae, 31 мая 1956 и прилагаемый к ней Генеральный Устав (Statuta Generalia); Обращение. к священникам "Барселонского дома священников" ("Convictus Barcinonensis"), 14 июня 1957: Discorsi е Radiomessaggi, XIX, рр. 271-273.
Павел VI, Речь перед священниками института "Gian Matteo Giberti" Веронского диоцеза, L’Osservatore Romano, 13 марта 1964.