Cайт является помещением библиотеки. Все тексты в библиотеке предназначены для ознакомительного чтения.

Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

Карта сайта

Все книги

Случайная

Разделы

Авторы

Новинки

Подборки

По оценкам

По популярности

По авторам

Flag Counter

Христианство
Автора нет или неизвестен
Язык: Русский

Материалы II Ватиканского собора. Декларация о христианском воспитании.

ПАВЕЛ ЕПИСКОП РАБ РАБОВ БОЖИИХ

С ОТЦАМИ СВЯТЕЙШЕГО СОБОРА

НА ВЕЧНОЕ ПАМЯТОВАНИЕ

ДЕКЛАРАЦИЯ

О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ

"Gravissimum educationis"

Важнейшее значение воспитания в жизни человека и его всё возрастающее влияние на общественное развитие нашего времени стали предметом напряжённых размышлений Святого Вселенского Собора.1 В самом деле, воспитание молодёжи, а также постоянное образование взрослых, в современных условиях становится делом и более лёгким, и более необходимым. Ведь люди, полнее сознавая своё достоинство и свои обязанности, желают принимать всё более деятельное участие в общественной жизни, особенно в экономической и политической.2 Поразительный прогресс техники и научных исследований и новые средства массовой коммуникации предоставляют [220]   людям, располагающим ныне бульшим количеством свободного времени, возможность получать более лёгкий доступ к духовному и культурному достоянию и взаимно пополнять свои знания благодаря более тесным связям между отдельными сообществами и целыми народами.

Поэтому повсюду пытаются всё дальше и дальше развивать дело воспитания. Относящиеся к воспитанию основные права людей, особенно детей и родителей, провозглашаются и закрепляются официальными документами.3 При быстром возрастании числа воспитанников умножаются и развиваются школы и основываются другие учебные заведения. Посредством новых опытов разрабатываются методы воспитания и образования. Немало сил тратится на то, чтобы обеспечить всем людям доступ к воспитанию и образованию, хотя великое множество детей и молодых людей до сих пор лишено даже возможности получить начальное образование, а многим другим недостаёт подобающего воспитания, при котором проявлялась бы забота и об истине, и о любви.

Чтобы Святая Матерь Церковь могла исполнить поручение, принятое от её Божественного Основателя — возвещать всем людям тайну спасения и всё восстановить во Христе — она должна заботиться о человеческой жизни в целом, в том числе и о земной — в той мере, в какой она связана с небесным призванием.4 Поэтому Церковь принимает участие в деле развития и распространения воспитания. Исходя из этого, Священный Собор провозглашает некоторые основополагающие принципы христианского воспитания, особенно в школах — принципы, которые после Собора должны быть подробнее разработаны особой Комиссией и применяться Конференциями Епископов согласно условиям различных регионов.

1. Поскольку все люди, независимо от их происхождения, положения и возраста, обладают достоинством личности, у них есть неотъемлемое [221]   право на воспитание,5 соответствующее особому предназначению каждого из них,6 осуществляемое применительно к их характеру и полу, культуре и отеческим традициям, но вместе с тем открытое братскому общению с другими народами, чтобы поощрялось подлинное единство и мир на земле. Подлинное же воспитание стремится к формированию человеческой личности, учитывая её высшую цель и вместе с тем благо того общества, членом которого является человек и в котором он, став взрослым, будет исполнять определённые обязанности.

Поэтому, принимая во внимание прогресс психологии, педагогики и дидактики, необходимо помогать детям и молодым людям гармонично развивать их физические, нравственные и интеллектуальные способности и постепенно приобретать более совершенное чувство ответственности, постоянно стараясь верно вести свою жизнь и достичь настоящей свободы, храбро и упорно преодолевая препятствия. По мере взросления им нужно давать позитивное и мудрое половое воспитание. Кроме того, их следует так готовить к участию в общественной жизни, чтобы они могли, располагая необходимыми и уместными средствами, деятельно включиться в различные сферы человеческого общества, быть открытыми к диалогу с другими людьми и с готовностью содействовать общему благу.

Святой Собор заявляет также, что дети и молодые люди имеют право на то, чтобы их поощряли верно судить о нравственных ценностях и усваивать их своей личной приверженностью, а также лучше познавать и любить Бога. Поэтому Собор настоятельно просит всех, кто правит народами или руководит воспитанием, заботиться о том, чтобы молодёжь никогда не лишалась этого священного права. Он призывает сыновей и дочерей Церкви со щедрой душой трудиться во всей области воспитания, особенно с той целью, чтобы подобающие блага воспитания и образования могли скорее распространиться на всех людей во всём мире.7

2. У всех христиан, которые, став новым творением через возрождение водой и Святым Духом,8 называются и являются детьми Божьими, есть право на христианское воспитание. Оно направлено не только на достижение зрелости человеческой личности, о чём было только что сказано, но прежде всего стремится к тому, чтобы крещёные, [222]   постепенно обретая познание тайны спасения, всё более осознавали принятый ими дар веры, учились поклоняться Богу Отцу в духе и истине (ср. Ин 4, 23), особенно в литургическом действии, и привыкали вести свою жизнь согласно новому человеку в праведности и святости истины (ср. Еф 4, 22-24), чтобы таким образом придти "в мужа совершенного, в меру полного возраста Xристова" (Еф 4, 13 ) и содействовать возрастанию мистического Тела. Кроме того, пусть они, сознавая своё призвание, свидетельствуют о своём уповании (ср. 1 Петр 3, 15) и привыкают способствовать христианскому преобразованию мира, благодаря которому естественные ценности, принимаемые с полным вниманием к искуплённому Христом человеку, содействуют благу всего общества.9 Поэтому настоящий Священный Собор напоминает пастырям душ об их важнейшей обязанности предоставлять всё для того, чтобы христианское воспитание могли получить все верные, а прежде всего — молодёжь, надежда Церкви.10

3. Поскольку жизнь детям дали родители, на них возлагается важнейшая обязанность: воспитать своё потомство; потому их следует признавать первостепенными и главными воспитателями.11 Эта обязанность дать воспитание столь значительна, что упущение в этом деле вряд ли можно чем-либо восполнить. Ведь задача родителей — создавать в семье атмосферу, оживляемую любовью и благоговением перед Богом и людьми, благоприятствующую целостному личному и социальному воспитанию детей. Поэтому семья — первая школа социальных добродетелей, в которых нуждается любое общество. Но прежде всего в христианской семье, наделённой благодатью таинства брака и принимающей его обязанности, детей уже с младенчества нужно учить познавать и почитать Бога и любить ближнего согласно вере, принятой при крещении. Здесь же они получают первый опыт и здравого общества, и Церкви. Наконец, через семью они постепенно входят в гражданское общество и в Народ Божий. Поэтому родителям следует глубоко осознать, насколько важна подлинно христианская семья для жизни и развития Народа Божия.12 [223] 

Чтобы исполнить воспитательную обязанность, возлагаемую прежде всего на семью, необходимо содействие всего общества. Поэтому, помимо прав родителей и тех лиц, которым они доверяют участие в воспитании, определённые обязанности и права принадлежат и гражданскому обществу, ибо его задача — приводить в надлежащий порядок всё то, что требуется для общего блага в земной жизни. В число обязанностей общества входит развитие воспитания молодёжи, осуществляемое различными способами, как-то: защита обязанностей и прав родителей и других лиц, участвующих в воспитании, и оказание им помощи; осуществление воспитания по принципу субсидиарности в том случае, если отсутствуют какие-либо начинания со стороны родителей или прочих объединений (однако при этом следует учитывать пожелания родителей); кроме того, учреждение собственных школ и учебных заведений в той мере, в какой этого требует общее благо.13

Наконец, на особом основании обязанность воспитания возлагается на Церковь: не только потому, что её, как и человеческое сообщество, следует признавать способной дать воспитание, но прежде всего потому, что она обязана возвещать всем людям путь спасения, сообщать верующим жизнь Христову и в непрестанном попечении помогать им, чтобы они могли придти к полноте этой жизни.14 Поэтому Церковь, как Мать, должна обеспечивать своим детям такое воспитание, благодаря которому вся их жизнь проникалась бы Христовым духом. Вместе с тем она помогает всем народам, чтобы достичь полного совершенства человеческой личности ради блага самогу земного общества и для созидания более гуманного мира.15

4. В исполнении своей воспитательской обязанности Церковь, заботясь о всех подходящих для этого средствах, проявляет попечение [224]   прежде всего о тех людях, которые являются своими для неё самой. Первое из таких средств — катехизация16, которая разъясняет и укрепляет веру, питает жизнь по духу Христову, приводит к сознательному и деятельному участию в литургической тайне17 и побуждает к апостольской деятельности. Кроме того, Церковь высоко ценит и стремится проникнуть своим духом и возвысить и прочие средства, принадлежащие к общему наследию людей и значительно содействующие духовному воспитанию и формированию людей. Таковыми являются средства массовой коммуникации,18 различные объединения духовного и спортивного характера, союзы молодёжи и особенно школы.

5. В ряду всех прочих средств воспитания особое значение имеет школа,19 которая в силу своей миссии с неустанной заботой развивает интеллектуальные возможности, вырабатывает способность к правильному суждению, знакомит с культурным достоянием, унаследованным от прежних поколений, развивает чувство ценностей, готовит к профессиональной жизни, порождает дружбу между воспитанниками, отличающимися друг от друга по своему характеру и происхождению, поощряет в них расположение ко взаимопониманию. Кроме того, она представляет собою своего рода центр, в деятельности и развитии которого должны совместно участвовать сймьи, преподаватели, различные объединения, развивающие культурную, гражданскую и религиозную жизнь, а также гражданское общество и всё человечество.

Вот почему прекрасно и весьма значительно призвание всех тех, кто, помогая родителям в исполнении их обязанностей, от имени человеческого общества берёт на себя обязанность воспитания в школах. Это призвание требует особых умственных и сердечных дарований, тщательнейшей подготовки и постоянной готовности к обновлению и адаптации. [225] 

6. Необходимо, чтобы родители, чьей первостепенной и неотъемлемой обязанностью и правом является воспитание детей, в выборе школы располагали подлинной свободой. Поэтому гражданская власть, задача которой — блюсти и защищать свободу граждан, должна, поддерживая справедливость в распределении, заботиться о таком расходовании общественных средств, чтобы родители могли действительно свободно выбирать школу для своих детей согласно своей совести.20

Кроме того, задача государства состоит в заботе о том, чтобы все граждане могли должным образом участвовать в культуре и должным образом готовиться к осуществлению своих гражданских обязанностей и прав. Поэтому государство должно обеспечить детям право на соответствующее школьное воспитание, следить за пригодностью преподавателей и за уровнем занятий, заботиться о здоровье учащихся и вообще развивать всё дело школьного образования, учитывая принцип субсидиарности и потому исключая всякую монополию школ, противоречащую прирождённым правам человеческой личности, развитию и распространению культуры, мирному сосуществованию граждан, а также плюрализму, процветающему ныне во многих обществах.21

А верных Христу Священный Собор призывает и в дальнейшем содействовать изысканию соответствующих методов воспитания и порядка обучения, подготовке преподавателей, способных правильно воспитывать молодёжь, и — прежде всего через объединения родителей — оказывать свою поддержку во всей школьной работе, особенно в нравственном воспитании, которое должна давать школа.22

7. Кроме того, необходимо, чтобы Церковь, сознавая свою важнейшую обязанность старательно заботиться о нравственном и религиозном воспитании всех своих детей, особой любовью и помощью являла своё присутствие многочисленным детям, получающим образование в некатолических школах. Этого следует добиваться свидетельством жизни [226]   преподавателей и руководителей, апостольской деятельностью соучеников,23 а особенно — служением священников и мирян, которые преподают им учение о спасении применительно к их возрасту и положению и оказывают духовную помощь посредством уместных начинаний в зависимости от условий времени и места.

Однако она напоминает родителям о том, что на них возложена серьёзная обязанность: обеспечивать или даже требовать всё необходимое для того, чтобы их дети могли пользоваться этой помощью и продвигаться в христианском воспитании наравне с мирским. Поэтому Церковь приветствует те гражданские власти и общества, которые, принимая во внимание плюрализм современного общества и, проявляя заботу о должной религиозной свободе, помогают семьям в том, чтобы во всех школах дети могли получать воспитание согласно нравственным и религиозным принципам своих семей.24

8. Присутствие Церкви в области школьного образования особым образом проявляется в католической школе. Разумеется, последняя преследует культурные цели и занимается гуманитарным образованием молодых людей не в меньшей степени, чем другие школы. Однако ей присуща и особая задача: создавать в школьной среде атмосферу, проникнутую евангельским духом свободы и любви; помогать подросткам в том, чтобы они, развивая свою личность, вместе с тем возрастали по образу нового творения, которым они сделались через крещение; и, наконец, так согласовывать общечеловеческую культуру с вестью спасения, чтобы знания о мире, жизни и человеке, постепенно приобретаемые воспитанниками, освещались верой.25 Так католическая школа, подобающим образом открытая условиям современной эпохи, приучает своих воспитанников к успешному труду на благо земного града и вместе с тем готовит их ко служению ради распространения Царства Божия, чтобы благодаря осуществлению примерной и апостольской жизни они стали как бы закваской человеческого общества. [227] 

Таким образом, католическая школа, способная оказывать столь весомое содействие исполнению миссии Народа Божия и диалогу между Церковью и человеческим обществом ради их взаимного блага, сохраняет своё важнейшее значение и в современных условиях. Поэтому настоящий Священный Собор снова заявляет о том, что Церковь имеет право свободно учреждать школы любого рода и ступени и управлять ими — право, уже провозглашённое во многих документах Учительства,26 и напоминает, что осуществление этого права немало способствует защите свободы совести и прав родителей, а также самомэ прогрессу культуры.

Но пусть преподаватели помнят о том, что способность католической школы достигать своих целей и решать свои задачи зависит в первую очередь от них.27 Поэтому их нужно готовить с особой заботой, чтобы они овладели и мирской, и религиозной наукой, получив в подтверждение соответствующие звания, и обладали педагогическими навыками на уровне современных открытий. Связанные друг с другом и с учащимися союзом любви и проникнутые апостольским духом, пусть они и жизнью, и учением подают свидетельство Единому Учителю — Христу. Им следует сотрудничать, прежде всего с родителями, должным образом вместе с ними учитывая во всём воспитании половые различия и то особое назначение, которым Божественное Провидение наделило и тот, и другой пол в семье и в обществе. Пусть они стараются пробуждать личную деятельность своих воспитанников, а по окончании обучения пусть продолжают помогать им советами и дружбой, в том числе и учреждая особые объединения, проникнутые подлинно церковным духом. Священный Собор заявляет, что работа этих преподавателей представляет собою настоящее апостольство, весьма уместное и необходимое в наше время, а вместе с тем — истинное служение обществу. Он напоминает родителям-католикам о том, что они обязаны по мере возможности отдавать своих детей в католические школы, всемерно их поддерживать и сотрудничать с ними ради блага своих детей.28 [228] 

9. Необходимо, чтобы к этому образу католической школы в меру сил применялись все школы, так или иначе зависящие от Церкви, хотя католическая школа может принимать различные формы в зависимости от местных условий.29 Разумеется, Церкви весьма дуроги и те католические школы, которые — особенно на территориях молодых Церквей — посещают и ученики-некатолики.

Впрочем, при учреждении католических школ и в руководстве ими следует учитывать потребности нынешнего прогресса. Поэтому, продолжая оказывать поддержку начальным и средним школам, составляющим основу воспитания, надлежит высоко ценить и те школы, которые особенно необходимы в силу современных условий: таковы школы профессиональные30 и технические; учреждения, предназначенные для образования взрослых, для развития социальной помощи, а также для тех, кто из-за природных недостатков нуждается в особой заботе; школы, где преподаватели получают подготовку как для религиозного воспитания, так и для других форм образования.

Священный Собор настоятельно призывает Пастырей Церкви и всех верных Христу, чтобы они, не останавливаясь ни перед какими жертвами, помогали католическим школам всё успешнее исполнять их задачи и прежде всего идти навстречу нуждам тех, кто беден материально, лишён семейной помощи и любви или отчуждён от дара веры.

10. Равным образом Церковь проявляет тщательную заботу и о высших школах, особенно об университетах и факультетах. Прежде всего, во всех подчинённых ей высших школах она, естественно, стремится к тому, чтобы каждая из дисциплин изучалась согласно её собственным принципам, её собственным методам, при наличии свободы, свойственной научному исследованию. Благодаря этому понимание учебных дисциплин должно становиться всё более основательным, чтобы, уделяя самое серьёзное внимание рассмотрению современных вопросов и изысканий и следуя при этом по стопам Учителей Церкви, особенно Св. Фомы Аквинского,31 можно было глубже постичь то, кб к вера и разум сливаются в единую истину. Тем самым должно обеспечиваться как бы публичное, стойкое и всеобъемлющее присутствие христианского мышления во всём стремлении [229]   развивать высшую культуру, а воспитанников этих учебных заведений следует готовить таким образом, чтобы они были людьми воистину глубокой учёности, готовыми исполнять важнейшие обязанности в обществе и быть свидетелями веры в мире.32

В тех католических университетах, где отсутствует богословский факультет, должны существовать институт или кафедра священного богословия, на которых надлежит читать лекции, обращённые и к студентам-мирянам. Поскольку же науки особенно выигрывают благодаря специальным исследованиям, обладающим высоким научным значением, в католических университетах и на католических факультетах следует поддерживать прежде всего те институты, которые служат в первую очередь развитию научных исследований.

Святой Собор настоятельно рекомендует развивать католические университеты и факультеты, целесообразно распредёленные по различным частям света, чтобы они выделялись не столько числом, сколько уровнем исследований. Доступ в них нужно облегчить студентам, подающим наибольшие надежды, даже если они располагают лишь скромными средствами; и прежде всего это относится к тем, кто происходит из развивающихся стран.

Поскольку судьба общества и самуй Церкви тесно связана с успехами молодых людей, получающих высшее образование,33 пастырям Церкви надлежит усердно заботиться о духовной жизни воспитанников, и не только тех, кто посещает католические университеты: при наличии общего согласия между Епископами пусть пастыри, проявляя попечение о духовном воспитании всех своих детей, примут меры к тому, чтобы и при некатолических университетах имелись католические общежития и университетские центры, где тщательно отобранные и подготовленные священники, монашествующие и миряне оказывали бы университетской молодёжи постоянную духовную и интеллектуальную помощь. Наиболее одарённых молодых людей из католических и других университетов, представляющихся способными к преподаванию [230]   или к научным исследованиям, надлежит воспитывать с особой заботой и выдвигать на преподавательскую работу.

11. Церковь ожидает многого от деятельности факультетов священных наук.34 Ведь она доверяет им важнейшую обязанность: готовить своих питомцев не только ко священническому служению, но прежде всего — либо к преподаванию в церковных высших учебных заведениях, либо к личной научно-исследовательской работе, либо к исполнению наиболее трудных задач интеллектуального апостольства. Равным образом дело этих факультетов — основательнее исследовать различные области священных дисциплин, чтобы достигать всё более глубокого понимания священного Откровения, расширять доступ к достоянию христианской мудрости, унаследованному от предков, поддерживать диалог с отделёнными братьями и с нехристианами, а также отвечать на вопросы, поднимаемые прогрессом наук.35

Поэтому пусть церковные факультеты, надлежащим образом пересмотрев свои собственные законы, старательно развивают священные науки и те, что с ними связаны, и, применяя также новейшие методы и средства, готовят своих слушателей к более глубоким исследованиям.

12. Сотрудничество, которое на диоцезном, национальном и международном уровне становится делом всё более безотлагательным и постоянно крепнет, в высшей степени необходимо и в области образования. Поэтому следует всячески заботиться о том, чтобы налаживалась надлежащая координация деятельности различных католических школ, а также о том, чтобы между ними и другими школами устанавливалось то сотрудничество, которого требует общее благо всего человечества.36

Более тщательная координация и совместные труды принесут более обильные плоды, особенно в высших учебных заведениях. Поэтому различные факультеты каждого университета должны взаимно помогать друг другу в той мере, в какой позволяет их предмет. Самим университетам тоже надлежит стремиться к тесному сотрудничеству друг с другом, совместно устраивая международные конференции и встречи, извещая друг друга о проводимых научных исследованиях, [232]   делясь друг с другом своими открытиями и временно обмениваясь преподавателями — и, наконец, поддерживая всё то, что может способствовать укреплению сотрудничества.

Заключение

Священный Собор настоятельно призывает молодых людей, чтобы они, сознавая всю важность дйла воспитания, проявляли благородную готовность взяться за него — особенно в тех странах, где нехватка преподавателей ставит под угрозу воспитание молодёжи.

Выражая глубочайшую признательность тем священникам, монахам, монахиням и мирянам, которые в духе Евангелия занимаются благородным делом воспитания и преподавания в школах любого рода и уровня, Священный Собор обращает к ним свой призыв: пусть они благородно продолжают принятое ими служение и стараются, воспитывая своих учеников в духе Христовом, так отличаться в педагогическом искусстве и в изучении наук, чтобы не только способствовать внутреннему обновлению Церкви, но и сохранять и приумножать её благотворное присутствие в современном мире, особенно в сфере интеллектуальной.

Всё, что провозглашено в этой Декларации — и в целом, и по отдельности — было угодно Отцам Святейшего Собора. Апостольской властью, данной Нам Христом, Мы вместе с Достопочтенными Отцами утверждаем, решаем и постановляем это во Святом Духе и повелеваем обнародовать во славу Божию то, что было постановлено на Соборе.

Рим, у Св. Петра, 28 октября 1965 г.

Я, ПАВЕЛ, Епископ Католической Церкви
Следуют подписи Отцов

Примечания

1 Из множества документов, освещающих значение воспитания, см. прежде всего:

Бенедикт XV, Апост. Посл. Communes Litteras, 10 апр. 1919: AAS 11 (1919), р. 172.

Пий XI, Энцикл. письмо Divini Illius Magistri, 31 дек. 1929: AAS 22 (1930), рр. 49-86.

Пий XII, Обращение к молодым членам Движения "Католическое Действие", 20 апр. 1946: Discorsi е Radiomessaggi VIII, рр. 53-57.

Пий XII, Обращение к отцам семейств из Франции, 18 сент. 1951: Discorsi е Radiomessaggi XIII, рр. 241-245.

Иоанн XXIII, Выступление по радио в тридцатую годовщину издания Энцикл. письма Divini Illius Magistri, 30 дек. 1959: AAS 52 (1960), рр. 57-59.

Павел VI, Обращение к членам F. I. D. A. E. (Федерация учреждений, подчинённых церковной власти), 30 дек. 1963: Encicliche е Discorsi di S. S. Paolo VI, I, Roma 1964, рр. 601-603.

Кроме того, можно ознакомиться также с Актами и документами по подготовке Вселенского II Ватиканского Собора (Acta et Documenta Concilio Oecumenico Vaticano II apparando), series I, Antepraeparatoria, vol. III, рр. 363-364, 370-371, 373-374.

2 Ср. Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Mater et Magistra, 15 мая 1961: AAS 53 (1961), рр. 413, 415-417, 424. Энцикл. письмо Pacem in terris, 11 апр. 1963: AAS 55 (1963), р. 278 сл.

3 См. Всеобщую Декларацию прав человека (Dйclaration des droits de l’homme), утверждённую 10 дек. 1948 г. Генеральным Советом ООН. Ср. также Декларацию прав ребёнка (Dйclaration dеs droits de l’enfant), 20 ноября 1959 г.; Дополнительный протокол к конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод (Protocole additionnel а la convention de sauvegarde des droits de l’homme et des libertйs fondamentales), Париж, 20 марта 1952 г.; о Всеобщей Декларации прав человека см. Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Pacem in terris, 11 апр. 1963: AAS 55 (1963), р. 295 сл.

4 Ср. Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Mater et Magistra, 15 мая 1961: AAS 53 (1961), р. 402. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 17: AAS 57 (1965), р. 21 (см. наст. изд., с. 79).

5 Пий XII, Выступл. по радио от 24 дек. 1942: AAS 35 (1943), рр. 12, 19.

Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Pacem in terris, 11 апр. 1963: AAS 55 (1963), р. 259 сл. См. также Декларации прав человека, упомянутые в примечании 3.

6 Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Divini Illius Magistri, 31 дек. 1929: AAS 22 (1930), р. 50 сл.

7 Ср. Иоанн ХХIII, Энцикл. письмо Mater еt Magistra, 15 мая 1961: AAS 53 (1961), р. 441 сл.

8 Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Divini Illius Magistri, указ. место, р. 83.

9 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 36: AAS 57 (1965), р. 41 сл. (см. наст. изд., сс. 100-101).

10 Ср. II Ват. Собор, Декр. о пастырском служении Епископов в Церкви, Christus Dominus, 12-14 (см. наст. изд., сс. 166-168).

11 Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Divini Illius Magistri, указ. место, р. 59 сл.; Энцикл. письмо Mit brennеndеr Sorge, 14 марта 1937: AAS 29 (1937), р. 164 сл. Пий XII, Обращение к I Нац. Конгрессу Итал. Ассоциации преподавателей-католиков (A. I. M. C.), 8 сент. 1946: Discorsi е Radiomessaggi VIII, р. 218.

12 Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 11 и 35: AAS 57 (1965), рр. 16 и 40 сл. (см. наст. изд., сс. 72-74 и 99-100).

13 Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Divini Illius Magistri, указ. место, р. 63 сл. Пий XII, Выступл. по радио от 1 июня 1941: AAS 33 (1941), р. 200; Обращ. к I Нац. Конгрессу Итал. Ассоциации преподавателей-католиков, 8 сент. 1946: Discorsi е Radiomessaggi VIII, р. 218.

О принципе субсидиарности (principium subsidiarietatis) см. Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Pacem in terris, 11 апр. 1963: ААS 55 (1963), р. 294.

14 Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Divini Illius Magistri, указ. место, рр. 53 сл., 56 сл.

— Энцикл. письмо Non abbiamo bisogno, 29 июня 1931: AAS 23 (1931), р. 311 сл.

Пий XII, Письмо Гос. Секретариату к XXVIII Итал. Соц. Неделе, 20 сент. 1955: L’Osservatore Romano, 29 сент. 1955.

15 Церковь поощряет те гражданские, местные, национальные и международные власти, которые, сознавая самые насущные потребности нынешней эпохи, прилагают все усилия к тому, чтобы все народы могли получить доступ к более полному воспитанию и к человеческой культуре. Ср. Павел VI, Речь в Совете ООН, 4 окт. 1965: AAS 57 (1965), pp. 877-885.

16 Ср. Пий XI, Моту проприо Orbem саtholicum, 29 июня 1923: AAS 15 (1923), рр. 327-329; Декр. Provide sane, 12 янв. 1935: AAS 27 (1935), рр. 145-152; II Ват. Собор, Декр. о пастырском служении Епископов в Церкви, Christus Dominus, 13 и 14 (см. наст. изд., сс. 166-168).

17 Ср. II Ват. Собор, Конст. о Священной Литургии, Sacrosanctum Concilium, 14: AAS 56 (1964), р. 104 (см. наст. изд., с. 20-21).

18 Ср. II Ват. Собор, Декр. о средствах массовой коммуникации, Inter mirifica, 13 и 14: AAS 56 (1964), р. 149 сл. (см. наст. изд., сс. 58-59).

19 Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Divini Illius Magistri, указ. место, р. 76; Пий ХII, Обращ. к Ассоц. баварских преподавателей-католиков, 31 дек. 1956: Discorsi е Radiomessaggi XVIII, р. 746.

20 Ср. III Цинцинн. провинц. Собор (1861 г.): Collectio Lacensis, III, стлб. 1240, с/d; Пий XI, Энцикл. письмо Divini Illius Magistri, указ. место, рр. 60, 63 сл.

21 Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Divini Illius Magistri, указ. место, р. 63; Энцикл. письмо Non abbiamo bisogno, 29 июня 1931: AAS 23 (1931), р. 305. Пий XII, Письмо Государственному Секретариату к XXVIII Итал. Общ. Неделе, 20 сент. 1955: L’Osservatore Romano, 29 сент. 1955. Павел VI, Обращ. ко Христ. Ассоц. итал. рабочих (A. C. L. I.), 6 окт. 1963: Encicliche е Discorsi di Paolo VI, I, Roma 1964, р. 230.

22 Ср. Иоанн XXIII, Выступл. по прошествии тридцати лет со дня выхода в свет Энцикл. письма Divini Illius Magistri, 30 дек. 1959: AAS 52 (1960), р. 57.

23 Церковь высоко ценит ту апостольскую деятельность, которую преподавателям и соученикам удаётся осуществлять даже в этих школах.

24 Ср. Пий XII, Обращ. к Ассоц. баварских преподавателей-католиков, 31 дек. 1956: Discorsi е Radiomessaggi XVIII, р. 745 сл.

25 Ср. I Вестминст. провинц. Собор (1852 г.): Coll. Lac. III, кол. 1334, а/b; Пий XI, Энцикл. письмо Divini Illius Magistri, указ. место, р. 77 сл.; Пий XII, Обращ. к Ассоц. баварских преподавателей-католиков, 31 дек. 1956: Discorsi е Radiomessaggi XVIII, р. 746; Павел VI, Обращ. к членам F. I. D. A. E. (Федерация учреждений, подчиняющихся церковной власти), 30 дек. 1963: Encicliche е Discorsi di Paolo VI, I, Roma 1964 р. 602 сл.

26 Ср. прежде всего документы, упомянутые в прим. 1; кроме того, об этом праве Церкви заявляют многие провинциальные Соборы, а также последние Декларации нескольких Конференций Епископов.

27 Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Divini Illius Magistri, указ. место, р. 80 сл.; Пий XII, Обращ. к Итал. Катол. Ассоц. преподавателей средних школ (U. C. I. I. M.), 5 янв. 1954: Discorsi е Radiomessaggi, XV, рр. 551-556; Иоанн XXIII, Обращ. к VI Конгрессу Итал. Ассоц. преподавателей-католиков (А. I. M. С.), 5 сент. 1959: Discorsi, Messaggi, Colloqui, I, Roma 1960, рр. 427-431.

28 Ср. Пий ХII, Обращ. к Итал. Катол. Ассоц. преподавателей средних школ (U. C. I. I. M.), 5 янв. 1954, указ. место, р. 555.

29 Ср. Павел VI, Обращ. к Междунар. Службе катол. образования (O. I. E. C.), 25 февр. 1964: Encicliche е Discorsi di Paolo VI, II, Roma 1964, р. 232.

30 Ср. Павел VI, Обращ. ко Христ. Ассоц. итал. рабочих (A. C. L. I.), 6 окт. 1963: Encicliche е Discorsi di Paolo VI, 1, Roma 1964, р. 229.

31 Ср. Павел VI, Речь на VI Междунар. томистическом Конгрессе, 10 сент. 1965: AAS 57 (1965), pp. 788-792.

32 Ср. Пий XII, Обращ. к преподавателям и воспитанникам катол. высших учебных заведений Франции, 21 сент. 1950: Discorsi е Radiomessaggi, XII, рр. 219-221; Письмо XXII Конгрессу "Рах Romana", 12 авг. 1952: Discorsi е Radiomessaggi, XIV, рр. 567-569; Иоанн XXIII, Обращ. к Федерации катол. университетов, 1 апр. 1959: Discorsi, Messaggi, Colloqui, I, Roma 1960, рр. 226-229; Павел VI, Обращ. к Акад. Сенату Миланского Катол. Университета, 5 апр. 1964: Encicliche е Discorsi di Paolo VI, II, Roma 1964, рр. 438-443.

33 Ср. Пий XII, Обращ. к Акад. Сенату и воспитанникам Римского Университета, 15 июня 1952: Discorsi е Radiomessaggi, XIV, р. 208: "Начала руководства завтрашним обществом закладываются прежде всего в умах и сердцах нынешних университетских студентов".

34 Ср. Пий XI, Апост. Конст. Deus Scientiarum Dominus, 24 мая 1931: AAS 23 (1931), рр. 245-247.

35 Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Humani Generis, 12 авг. 1950: AAS 42 (1950), рр. 568 сл., 578; Павел VI, Энцикл. письмо Ecclesiam suam, часть III, 6 авг 1964: AAS 56 (1964), рр. 637-659; II Ват. Собор, Декр. об экуменизме, Unitatis Redintegratio: AAS 57 (1965), рр. 90-107 (см. наст. изд., сс. 143-160).

36 Ср. Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Pacem in terris, 11 апр. 1963: AAS 55 (1963), р. 284 и passim. 

Число просмотров текста: 4380; в день: 0.63

Средняя оценка: Никак
Голосовало: 4 человек

Оцените этот текст:

Разработка: © Творческая группа "Экватор", 2011-2024

Версия системы: 1.1

Связаться с разработчиками: [email protected]

Генератор sitemap

0