Минувшей осенью Иркутск в седьмой раз отпраздновал Дни русской духовности и культуры, называемые также фестивалем «Сияние России». Местная пресса поставила «СР» оценки однозначно блестящие: гости – именитые, значение судьбоносное, перспективы – безбрежные. Но общероссийские СМИ не заметили этого сияния: статьи и заметки в Москву уходили, но не публиковались – даже в тех изданиях, которые ориентируются на освещение событий в регионах. Что же произошло? Свой взгляд на фестиваль даёт Виталий ДИКСОН.
- «Сияние России»? Это шарманка, под которую веселится не публика, а сам шарманщик: поёт, пляшет, пьёт, закусывает. Сияет, одним словом. А чего ж ему не сиять? Представление заранее оплачено, личные гости содержатся за казённый счёт, пересылка, как говорилось на Колыме, бесплатная. Очень недешёвенькая тусовка одних и тех же лиц – как способ в очередной раз напомнить о себе. Трюки кускодёров. Скоромное скоморошество с постными лицами и сытым брюхом. Схема, построенная на полупроводниках святости. И трибун с трибуной говорит… Вот и «Сияние России». Сие не Россия. За исключением Кубанского казачьего хора.
- Так жёстко? Но организаторы утверждают о рождении масштабной традиции.
- Врут. Масштабы мероприятий, как и масштабы империй, придают тем и другим не величие, а безнадёжность. Во-вторых, традиция, от латинского «передача», это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Традиция складывается веками, а не планами культпросвета. Не даст губернатор денег в восьмой раз - и развалится такая «традиция». Впрочем, во всём этом есть-таки одна традиция, древнейшая, как реликтовая реликвия, ещё от рептилий пошла: «Кушать хочется». Действительно, не хлебом единым жив наш человек. Балычок ему подавай, икорку… И он получит искомое, если громче всех будет произносить слово «Россия» через три и более эр.
- Духовность наполняют прежде всего религиозным содержанием. Справедливо ли это?
- Я вам дам три варианта ответа. Первый: духовность и религия это не одно и то же, я в этом уверен, но об этом надобно говорить особо. Второй: допустим, что эти понятия синонимы; в таком случае если человек выбирает путь совершенства, то уже не имеет значения, под чьим руководством он пойдёт по этому пути – Христа, Будды или святого Арнольда, покровителя пивоваров. Выбор зависит от ширины и глубины человеческого незнания. И, наконец, третий ответ, высказанный ещё Толстым во второй части эпилога «Войны и мира». Цитирую: «Духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея – все это понятия неясные, неопределённые, под знаменем которых весьма удобно употреблять слова, имеющие ещё менее ясного значения и потому легко подставляемые под всякие теории». Такая аморфность позволяет фокусничать, чем и занимаются господа сиятельные, Ганичевы и Бурляевы, эрзац-патриоты, сентиментальные антисемиты и антисентиментальные литературные менты , ведущие за собой «интеллектуальное мулатство», как назвал Рубен Дарио претенциозную, но серую толпу. Жонглирование «духовностью» и «корнями» напоминает известную сказочку о вершках и корешках при любом раскладе в дураках остаётся незадачливый медведь…
- Наш ласковый Миша, однако…
- Ну, да. Он же символ России и русского народа. И ещё: пластилиновое мышление «ловцов человеков» позволяет им комфортно чувствовать себя и на дороге в ад, вымощенной благими намерениями, и на дороге в рай, вымощенной заведомо порочными пристрастиями, вроде тех самых пристрастий, жевательных, которые древнее членораздельной речи… Ведь тотальное же глотание! Фестиваль поглотил Дни области. Кто-то проглотил слюну, кто-то – обиду. Вера Кутищева из обкома культуры проглотила собственное мнение с усердием школьной старшей пионервожатой. Губернатор Борис Говорин заглотил наживку «духовности» и теперь, что называется, сидит «на крючке» у квази-патриотов с перспективой стать третьим батькой после кубанского Кондратенко и белорусского Лукашенко. Герой Социалистического Труда Валентин Распутин клюнул на Солженицынскую премию, одну из самых блестящих мифотворческих авантюр Александра Исаевича, выдающегося российского мистификатора и посредственного художника. Идеолог племенного, «древлего» национализма, он готов с потрохами проглотить даже таких, отдалённых по времени демократов, как Писистрат, Поликрат, Дионисий и прочие древнегреческие «отцы народа», за их причастность к жидо-масонскому заговору.
- Художник и власть – тоже из жевательных тем?
- Вы же не станете оспаривать, что власть, поощряя дурновкусие, обнаруживает вкус собственный. Со вкусами не спорят, но против дурновкусия возражать необходимо. Чтобы выработать хороший вкус, нужно пройти через многие искушения. Путь не одноклеточный, но однозначный: от личинки до личности. Лет пять назад у «ловцов человеков» была такая жвачка: «Боже! Дай нам топор, а всё остальное мы сами сделаем!» Нынче другое: «Власть! Дай нам денег, а уж топор мы сами купим и насчёт духовности разберёмся!» А теперь скажите: не станете же вы обвинять лавочника, продавшего Раскольникову топор, в том, что он виновен в убийстве старухи-процентщицы?
- Разумеется, не станем.
- А если в роли лавочника выступает власть? Как вам покажутся такие рыночные отношения?
- Мне кажется, что вы не ждёте от меня ответа. Однако вернёмся к началу разговора. «Сияние России» - это надолго?
- Это сияние - в будущем. Оно ещё не начиналось. Я вам отвечу так: иркутское «Сияние» - истоки и конец – уже описаны Мастером, добавлять к сказанному, кажется, нечего. Прочтите «Мастера и Маргариту», главу 17-ю. Начните со строки «Городской зрелищный филиал помещался…», а закончите «клиникой профессора Стравинского». Приятного вам чтения.
Беседовал Владимир Медведев.
ТРИБУНА (Москва). – 17 ноября 2000 г.