|
* Часть первая. Горный ручей *
Руах
И Дух Божий носился над водою...
Быт, 1, 2
Лес сбегает с горных склонов
В ритме звонкого ручья,
Бег воды, кристальный говор
Знак присутствия Тебя -
Слорва, корня всех начал.
Хору шумных одобрений
Внемлешь, мирно промолчав,
Автор чудного виденья.
Вслед за лесом с горных круч,
Дольний мир увидеть рады,
Мчатся прочь от кромки туч,
Радуг быстрых водопады.
Сверху вниз летят стрелой
В силу правил тяготенья ...
В русле цели достоверной?
В чем же смысл воды движенья?
Отзыв дай скорей, ручей!
- Оба любим смену места,
Без движенья ты ничей...
- Точно ль понял я известье?
(Здесь позволь еще побыть,
Задержаться на пороге
неминующей дороги)
Мой ручей не замутнен,
Также он бежит в долину,
Под стремнинный рокот волн
Молча бор спешит в низины.
Скрыть не в силах удивленья
Только гений человека!
Яркий Луч Отца Вселенной
Светит в нем благословеньем
(Ведь недаром он "Адам")
Сам не свой - один как перст
В круге тварей хладнокровных -
Дни влачить их жалкий крест,
с ними б сгинул род адамов
Плыть готов по воле волн,
Но способность к удивленью -
Взмах крыла - со дна подъем,
Слышен говор одобренья:
"Выход - путь заветных странствий,
Точка встречи в вечном Слове,
Мудрый смысл не в постоянстве
Чистой и простой природы!"
Лес сбегает с горных склонов
В ритме звонкого ручья...
Хочешь ближе быть к истоку?
Вверх шагай вразрез волнам.
Труден поиск - будь упрям,
Бьют ключи - подать рукой,
Тайну выяви верховий!
Где ж, ручей, источник твой?
Сонных трав безмолвна тишь...
(Нем, безгласен и задумчив
Спрятал тайну твой язык).
Дай мне приложить уста
К водам родника живого,
Жажду утолить из чаши
Вольной влаги первородной.
Ветер, дух (др. евр.). Зд. и далее прим. - В.Г.
Пс 138, 6: "Удивися разум твой"; __рσррσрσ (греч.) -
экстаз, удивление.
* Часть вторая * Над Книгой Бытия
- Мы Им живем и движемся и существуем. -
Афин ошеломленных сдержано дыханье,
- Поведай, Павел, речь твоя о ком? -
- О далях, о пространствах, мирозданьи,
неведомом Создателе, вдохнувшем жизнь в него.
- Мы пребываем в жизненной ограде,
Которую, изъяв из пустоты,
Он вычитает до сих пор из хляби,
Смиряя мрак безвидной темноты.
"В начале было Слово" - неотложно
ключом взыграло Таинство - почин
Источник потаенный, Логос всех причин.
Извечное прозрение движет Слово,
В нем корневой нетленный смысл.
Создатель рад - все "Хорошо!", и снова
Иначе видит Он, чем допускает мысль:
Он первый зрячий - ловит четким оком
Малейший оттиск совершенства бытия,
Всю полноту великого Созданья -
Нет твари, сокровенной от Него,
открыто все пред Ним, обнажено -
Доверху чаша истины добра и красоты -
Он видит зрением иным, чем я и ты.
Извечный взгляд и мудрый Логос:
"В начале было Слово,
все чрез него начало быть" -
Им дышим, движемся, живем.
В нем вечного преддверья рок:
Былого, сущего, чистейших упований.
Здесь Отчий дом - невидимый порог.
На то был Промысл, так за оградой Бога
история Творенья началась -
согласно сказанному Слову!
Переступить готов порог Сикстинский.
Язык великой Книги прост,
но и Она нема без образа живого.
Летело время - Книга Микеланджело ждала.
Так предусмотрено Всевидящим Творцом -
Заговорила Книга - час назначен Богом.
Что ж, человек, теперь ты видишь сам -
Сзываю всех, чей зренья дар доселе не угас.
Зову маэстро Микеланджело в подмогу!
Часовня и слепая пелена спадает с глаз!
Маэстро воздвигает верный образ.
Глагол стал плотью, фрески принимают нас.
Помедлим на пороге Книги Бытия.
Се Книга всех начал с премудрым именем Genesis.
На свод Сикстинский дерзкий мастер перенес
великих образов гигантское сплетенье.
Теперь войдем в чертог и Книгу перечтем,
Скрывать не станем изумленья.
Созданье мастера от "а" до буквы "я" -
Восход от бездн пустот безвидных
Начал послушных творческому Слову
Ведет беседу с гулких сводов свет.
Взревел финалом грозный трубный звук -
Свершился Суд в крещендо искаженных губ,
Всем суждено проделать путь последний,
И никому из правил исключенья нет.
Творец, Его созданье рядом - человек.
Он образ и подобье Бога,
мужчина, женщина - нагие оба.
Возликовал Господь - позора в этом нет.
Кто попустил такую дерзость тела?
В донос витий привычных не гляди,
Узнай из первых рук маэстро его вины.
Иль все же очевидцев расспросить,
Задать вопрос самой Капелле? -
Не понаслышке сведенья Сикстины!
Зачин вне поля зренья вопреки канонам
Свободных образов игра - свидетель гения
Изъятого из рабства сновидений.
В отсутствие последней точки вне амвона
Вершится на глазах движенье Страшного Суда.
Вопрос вопросов - как исчислять добра и зла
Немыслимый рубеж? Одолевать препоны века?
Неизреченная стезя от Альфы до Омеги
Глядит на нас огнями фресок торжества!
Им дышим, движемся, живем -
Но разве Он всего лишь устроитель?
Бог, сотворивший мир и все, что в нем,
Всему дал жизнь и все дыханье
Его рука опора друга в упованьях.
Мы Божий род - Он жизни Вседержитель.
Так, став среди ареопага, Павел рек
Апостол - голос в хоре слов Завета.
В закатный час привычно поминает человек:
"И узрел Бог, что это хорошо".
Духовный в мире зримом оттиск верный
Окрест сияет, Божий свет на всем.
Начало в Слове - Слово как преддверье,
Войдя однажды - дышим, движемся, живем.
Воскликнул о своем творенье:
- "Браво!"
Но почему история идет наперекор?
Ужасен век двадцатый!
Только ли двадцатый?
Но истины столетий не унизит спор.
И образ, и подобие - Его!
Наемник истины - маэстро Буонарроти
Пожизненный работник ватиканских зал,
Не раньше снял засов и дом покинул
чем подвиг завершил - свою Сикстину.
"И сотворил Бог человека
по образу своему,
по образу Божию
сотворил его;
мужчину и женщину
сотворил их.
И были оба наги
и не стыдились"!
И увидел Бог,
все, что Он создал,
И вот - хорошо весьма!".
"Нет твари, сокровенной от Него -
перед Его очами все открыто".
|