Cайт является помещением библиотеки. Все тексты в библиотеке предназначены для ознакомительного чтения.

Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

Карта сайта

Все книги

Случайная

Разделы

Авторы

Новинки

Подборки

По оценкам

По популярности

По авторам

Flag Counter

История
Автора нет или неизвестен
Язык: Русский

Календарь из Гэзера

Перед нами образец палеоеврейского письма X в. до н. э. Оно весьма близко к древнему финикийскому письму и отличается от него только в написании литер “мэм” и “цади”. Обратите внимание на полное отсутствие букв для обозначения гласных звуков ( כל вместо привычного כיל , קץ вместо привычного קיץ и т. д.). Существенно и то, что между словами практически отсутствуют пробелы и точки, характерные для Силоамской надписи. Показательна также вертикальная черта, выполняющая, по-видимому, синтаксическую функцию, во второй строке после литеры “айин”. Обратите также внимание на то, что подпись в конце таблички (некий ученик по имени Абийя) расположена в левом углу и записана сверху вниз.

Транслитерация текста Календаря из Гэзера дает следующее чтение (значком « | » помечены концы строк в самой табличке):

ירחו אסף ירחו ז|רע ירחו לקש| ירח עצד פשת| ירח קצר שערם| ירח קצר וכל| ירחו זמר| ירח קץ| אביה

Перевод:

Два месяца — сбор (урожая). Два месяца — сев. Два месяца — поздний урожай. Месяц — уборка льна. Месяц — жатва ячменя. Месяц — жатва и измерение. Два месяца — обрезка (лозы). Месяц — спелые плоды. Абийя.


В 1908 г. в руинах древнего Гэзера была обнаружена глиняная табличка размером 11,1 см в длину и 7,2 см в ширину с самой древней, известной на сегодняшний день, еврейской надписью, приблизительно датируемой 925 г. до н. э.

О том, что древний Гэзер находился на месте холма Телль-эль-Джазари (Телль-эль-Джезер), в 30 км к северо-западу от Иерусалима и в 18 км к востоку от Ябны, свидетельствуют найденные здесь при раскопках камни с надписью “Граница Гэзера”. Древнейшие обитатели Гэзера жили в пещерах, на стенах которых делали рисунки. Трупы они сжигали, из чего следует, что эти люди не были семитами. Археологические находки в культурных слоях, относящиеся к бронзовому веку, свидетельствуют о египетском влиянии. Филистимляне и хананеи устанавливали особые камни (маццебы) на тех местах, которые считали святыми. Важным техническим достижением гэзерцев был сооруженный ими подземный туннель, по которому в город поступала вода.

Гэзер (גזר; в Септуагинте — Gazara, Gazhra), именуемый в Синодальном переводе как Гезер, Газер, Газара и Газира, известен нам также по Библии и по свидетельствам Иосифа Флавия. В ханаанский период этот город имел собственного царя (Нав.12:12), впоследствии побежденного Й’hошуа бен-Нуном (Иисусом Навином) (Нав.10:33). Гэзер был городом-убежищем (Нав.21:21; 1 Пар.6:67 = Дибрей hайамим I.6:52), т. е. одним из тех городов, куда могли бы до суда скрыться люди, совершившие убийство неумышленно, дабы избежать самосуда (Чис.35:11-15). Хотя Гэзер был предназначен для жительства левитам (Нав.16:3), израильтяне все-таки не смогли изгнать из него хананеев (Нав.16:10; Суд.1:19). В Книге Ш’муэля говорится, что царь Давид поразил филистимлян от Гебы до Гэзера (2 Цар.5:25 = Ш’муэль II.5:25; ср. Jos.Ant.VII.4:1; 12:2), т. е. в то время Гэзер, по-видимому, принадлежал филистимлянам. Позднее город был завоеван и сожжен египетским фараоном, но тот отдал его своей дочери, жене Ш’ломо (Соломона), в приданое, а царь Ш’ломо заново его отстроил (3 Цар.9:16 = М’лаким I.9:16; Jos.Ant.VIII.6:1). Вскоре после смерти Ш’ломо и разделения царств и была сделана надпись, известная ныне как Календарь из Гэзера. Во второй половине VIII в. до н. э. Гэзером овладел ассирийский царь Тиглат-Пильэсер III (Тиглатпаласар III), который распорядился сделать рельеф, изображающий сцены захвата Гэзера. Во время маккавейских войн Гэзер был отвоеван у селевкидов Й’hудой Маккабби (Иудой Маккавеем, ум. 160 г. до н. э.) (Jos.Ant.XIII.1:3; 1 Макк7:45; 2 Макк.10:32-38), а Йонатан Хашмонай (160—143 гг. до н.э.) укрепил его новыми стенами (1 Макк.9:52). И хотя Шим’он Хашмонай (143—134 гг. до н. э.) снова покорил (возможно, вновь отвоевал у селевкидов) и господствовал над этим городом (1 Макк.14:7; Jos.Ant.XIII.6:7; Jos.Bell.I.2:2), окончательный статус иудейского города Гэзер получил только при Йоханане Гиркане (134—104 гг. до н. э.) (Jos.Ant.XIII.9:2).

Семистрочная (плюс подпись) надпись Календаря из Гэзера, по всей вероятности, представляет собой упражнение ученика книжника. Сам текст памятника описывает календарь земледельческих работ. Ныне Календарь из Гэзера хранится в Музее Археологии (Стамбул).

Перевод и комментарии Руслана Хазарзара

Число просмотров текста: 3696; в день: 0.56

Средняя оценка: Хорошо
Голосовало: 6 человек

Оцените этот текст:

Разработка: © Творческая группа "Экватор", 2011-2024

Версия системы: 1.1

Связаться с разработчиками: [email protected]

Генератор sitemap

0