Cайт является помещением библиотеки. Все тексты в библиотеке предназначены для ознакомительного чтения.

Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

Карта сайта

Все книги

Случайная

Разделы

Авторы

Новинки

Подборки

По оценкам

По популярности

По авторам

Рейтинг@Mail.ru

Flag Counter

Христианство
Студит Феодор
Избранные письма

К ФЕОКТИСТУ МАГИСТРУ

Письмо написано по поводу разрешения в служении пресвитера Иосифа, запрещенного ранее за венчание прелюбодейного брака императора Константина VI. Константин в 795 г. заставил насильно постричь свою жену Марию и женился вторично на своей любовнице Феодоте. Св. патриарх Тарасий не стал венчать этот брак, но когда прелюбодейную пару повенчал пресвитер Иосиф, один из столичных клириков, патриарх не наложил никаких церковных прещений ни на Константина с Феодотой, ни на Иосифа, боясь, что император может возобновить иконоборческое гонение. Св. Феодор, его духовный отец преп. Платон и прочая братия их монастыря, вместе с другими ревнителями канонов, стали в оппозицию к патриарху, считая подобную икономию непозволительной. И хотя они подверглись гонению за свой протест, но в конце концов добились того, что Иосиф был запрещен в священнослужении. Однако, когда на престол вступил император Никифор, он потребовал от тогдашнего патриарха св. Никифора разрешить Иосифа от запрещения и с позволения патриарха собрал в 806 г. собор епископов, которые разрешили Иосифу служение. Св. Феодор со своими монахами и братом, архиепископом Солунским Иосифом, вновь встали в оппозицию патриарху и собору, потом к ним стали присоединяться и другие, и в Константинопольской Церкви возникла большая смута и противостояние между сторонниками икономии и акривии в деле об Иосифе. Противники решения собора, в т. ч. студиты, подверглись довольно жестокому гонению. Примирение наступило только с началом иконоборческих гонений, когда все православные объединились в борьбе с ересью. Показательно, что многие <икономисты> пали во время гонений (в т. ч. и пресвитер Иосиф), дав подписку иконоборцам (см. ниже, прим. 4; см. также: Две Церкви. Недоуменные вопросы русской церковной действительности и ответы преподобного Феодора Студита // Вертоградъ-Информ № 2 (47) (1999) 1, 8-18, особ. 10-17).

То, что твое высокое превосходительство заботится о делах наших по своему чрезвычайному благочестию, доказали слова, переданные благоговейнейшим игуменом, показали и слова, теперь переданные братом нашим, в ответ на посланные заявления и возражения. За такое доброе радение твое об общей пользе, Бог, распределяющий все мерою и весом (Прем. 11:21), конечно, воздаст тебе награды и без наших прошений. Но, господин, может ли быть снисхождение (икономия) с нашей стороны более того, какое соблюдали мы? Ибо и я, и архиепископ [1] до настоящего времени уклонялись, сохраняя молчание, так как время глаголати и молчати (Екк. 3:7), принимая все меры, чтобы это дело не обнаружилось. Но Судящий судил, и не солгал Сказавший: несть тайно, еже не явится (Мк. 4:22), так что и без нашего желания, по самому свойству своему, эти дела не могли долго казаться чем-нибудь иным, в равнении с тем, что они есть. И теперь мы, пользуясь икономией, утверждаем следующие два положения: или пусть перестанет священнодействовать низложенный, и мы тотчас войдем в общение со святым патриархом, что вообще было бы желательно; или, если это не будет принято, мы останемся при той же сдержанности, как прежде, предоставив Господу суд об этом предмете. А что больше этого, то будет, прости, уже не икономия, а вина беззакония и преступления божественных правил. Ибо предел икономии, как ты знаешь, состоит в том, чтобы и не нарушать совершенно какое-нибудь постановление, и не вдаваться в крайности и не причинять вреда важнейшему в том случае, когда можно сделать малое послабление оп времени и обстоятельствам, чтобы таким образом легче достигнуть желаемого. Этому мы научились между апостолами от Павла, который очистился и обрезал Тимофея (Деян. 21:26; 16:3); а между отцами от Василия Великого, который принял приношение Валента [2] и до времени не провозглашал Духа Богом. Но ни Павел не продолжал очищаться, ни Василий - принимать еще дары от Валента и не называть Духа Богом; напротив, видно, что они оба готовы были принять смерть за то и другое.

Таким образом, кто приспособляется к обстоятельствам века, тот не отступает от добра; ибо он скорее достигает желаемого, уступив немного, подобно управляющему кормилом, который опускает несколько руль в случает противной бури. А поступающий иначе отступает от цели, совершая преступление вместо приспособления к обстоятельствам. На это много примеров, писать о них многословно - трата времени. Что же касается твоих слов, господин, будто Златоуст сделал послабление апостольского правила о рукополагающих и рукополагаемых за деньги [3] в отношении к тем шести епископам, которых он низложил; то не было никакого нарушения правила, хотя и кажется так, когда но лишив их всякого священного сана, дозволил им только причащаться от жертвенника. Но допустим, что он и отступил, и сделал послабление; пусть желающие подражают ему, и никто не будет препятствовать; ибо и он - уста Божии и общник апостолов; о нем многое воспоминается даже до настоящего времени, никто не спорит об этом. Но здесь не то; ибо повенчавший прелюбодея опять священнодействует, как бы не сделавший ничего непристойного, и притом не в каком-нибудь сокровенном месте выступая, но в самой соборной церкви, [4] как бы представляемый в хороший пример священникам.

А чем кажется нам языческое двоеженство Валентиниана? [5] И венчавший его разве провозглашается за это святым, а не беззаконным, если только он был венчан? И кто из тогдашних досточтимых отцов предал письменно, что Валентиниан поступал благочестиво, имея две жены, и что с тех пор должно это делаться? Так и многие другие, которых воля руководствуется законом не божественным, а человеческим и предосудительным, делали и, может быть. будут делать до конца века; но Церковь Божия осталась невредимою, хотя и была поражаема многими стрелами, и врата адова не могут одолеть ей (Мф. 16:18); она не позволяет и делать, и говорить что-нибудь вопреки постановленным правилам и законам, хотя и многие пастыри нередко безумствовали, составляя великие и многочисленные соборы, и Церковью Божией называя себя, и, по-видимому, заботясь о правилах, а на самом деле действуя против правил. Что же удивительного, если и теперь пятнадцать, быть может, епископов, собравшись, признали невинным низложенного на основании правил по двум причинам и разрешили ему священнодействовать? Так, господин, собор есть не просто собрание епископов и священников, хотя бы их и много было, - ибо сказано: лучше един праведник, творящий волю Господню, нежели тысяща грешник (Сир. 16:3), - но собрание во имя Господа, для мира и соблюдения правил и для того, чтобы связывать и разрешать не как случится, но как следует по истине и по правилу, и по точному рассуждению. Пусть же собравшиеся или докажут, что они так поступали, и тогда мы будем вместе с ними; или, если не докажут, пусть извергнут недостойного, чтобы это не послужило к их осуждению и не было передано последующим поколениям. Ибо слово Божие, по свойству своему, не вяжется (II Тим. 2:9); и епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а только следовать постановлениям и держаться прежнего.

Я не знаю, есть ли что-нибидь, не определенное правилами и оставленное без внимания. Например, у святого Василия есть правило относительно священника, истинно поклявшегося, что он будет довольствоваться только своею церковью и никогда не принесет дара в другой; [6] и снова - правило собора Карфагенского относительно тех, которые рукополагают ушедших из монастырей, что таки не дозволяется священнодействовать в другой церкви, кроме той, где каждый имеет епископство, а рукоположенные должны быть низложены. [7] Если же согрешившие в таких неважных и многим не кажущихся чем-либо преступным делах не оставляются без наказания судом и постановлениями Божиими, то не гораздо ли более в настоящем деле? Не позволительно, господин, не позволительно, ни нашей Церкви, ни другой делать что-либо вопреки постановленным законам и правилам; потому что, если это будет дозволено, то тщетно Евангелие, напрасны правила; и каждый во время своего епископства, если бы ему было дозволено так поступать со своими, как ему угодно, был бы новым евангелистом, иным апостолом, другим законодателем. Но нет. Мы имеем заповедь от самого апостола, что, если кто станет учить или повелит нам делать паче, еже мы приняли, паче, еже в правилах бывших по временам соборов Вселенских и Поместных, того не должно принимать и не должно считать его в числе святых; не станем произносить того тягостного слова, которое он изрек (Гал. 1:8). [8] Итак, для нас, находящихся вне мира, нет никакой другой обязанности, как домогаться того и делать то, в чем нам можно и превозноситься, и соревновать. [9] И если жизнь будет проходить в этом, то хорошо будет; если же нет, то полезнее быть в ссылке и без крова и скитаться в поднебесной со всякою скорбию и теснотою. Итак, да поможет нам посильно душа Твоя боголюбивая и ревнующая о предметах божественных! [10]

Примечания:

1. Свт. Иосиф, архиепископ Солунский (память 26 января / 8 февраля), брат преп. Феодора.

2. Император-арианин (IV в.).

3. Апост. 29.

4. Иосиф служил в константинопольском храме Св. Софии.

5. Императора Валентиниана младшего (IV в.).

6. К Амфилох. 10.

7. Карф. 84.

8. <Но аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет>.

9. Т. е. в соблюдении заповедей и правил церковных.

10. Адресат письма старался примирить студитов и церковное священноначалие.

К БРАТИЯМ РАССЕЯННЫМ

Феодор - всюду рассеянным братствам, с подвизающимися во исповедании Христовом: радоватися.

Всякую радость можно находить, братия мои, в настоящих скорбях; ибо ради Христа и гонение гонимых, и заключение заключенных; прибавлю еще: и бичевание бичуемых. Поэтому я не перестану и всем вместе, и каждому порознь взывать, внушать, напоминать, хотя я знаю, что вы тверды в вере и внутри себя имеете убеждение и внушение. Однако, я грешный должен привнести нечто и от себя, в особенности когда и любовь побуждает к тому. Ревную бо по вас Божиею ревностию (II Кор. 11:2); не имея в себе, чем бы хвалиться, хвалюсь вашими исповедническими добродетелями. Вы для меня - радость и венец, опора и непреоборимая сила. Итак, прошу и увещеваю всех оставаться непоколебимыми, со всем благодушием и бодростию. Всегда радуйтеся, говорит божественный апостол, непрестанно молитеся. О всем благодарите (I Фес. 5:17-18). И подлинно, не радость ли это и веселие? Понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся, как написано (Рим. 8:17; II Тим. 11:12). Какое обетование, возлюбленные! Будем терпеть, хотя бы ввергли нас в огонь; будем переносить, хотя бы отдали нас зверям. Ибо так терпели подвизавшиеся от века мужи и жены, взирая на тамошние блага, надеждами облегчая настоящие скорби, считая мучения удовольствиями и желая умножения страданий, а не отвращаясь от них, как старающиеся стяжать богатство больше сотоварищей, что знаете и вы сами, вкусившие бессмертной сладости. О, мир обманчивый! Как горько кажущееся у тебя сладким, и смертоносно, и противно всякой радости и веселию! О, любовь Христова! У тебя благословение, и радость, и господство, и у владеющих тобою! Видите, какими словами я ничтожный убеждаю вас - не превосходными, но дружественными. Те, которым посещение Господне кажется медленным, пусть представляют, что благость Божия ведет гонителей на покаяние, а страждущих - на искушение (Рим. 2:4); и пусть не падают духом и не исследуют судеб Божиих. Благообразным рабам несвойственно говорить: доколе? Этого не говорили ни преславный Иов, ни Петр, ни Павел, много страдавшие, и никто из мучеников. Недремлющее Око знает, что нужно для тех и других. Неужели ты не сожалеешь о том, что таким образом собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2:5), где нет конца наказанию и невозможно исчислить невыносимые мучения в огне неугасимом? Поэтому надобно призывать вас к терпению, сколько зависит от нас, по крайней мере, ради погибающих и потерявших терпение. Кто торопится видеть смерть грешника, тот не может иметь мир с Богом; а хуже этого нет ничего. Ибо в душевном смятении постоянно находится ищущий того, чего отвращается Бог, и желающий того, чего Он не хочет. Отсюда сетования, уныние, ропот и прочие плоды нечестия. Скажем же, братие: да будет воля Твоя (Мф. 6:10), и притом от сердца; скотен бых у Тебе, и аз выну с Тобою (Пс. 72:23). Таким образом, умиротворенная душа будет иметь дерзновение пред Богом, с готовностию сто лет терпеть ради Него страдания. Он не поспешит, хотя бы мы и молились об ускорении, и не замедлит, хотя бы мы и умоляли о том, но придет тогда, когда это полезно, по праведному суду Бога, определившего прежде сложения мира. Молитесь о нас грешных, прошу вас, чтобы нам спастись. Брат ваш и мой Николай [1] приветствует всех. Благодать с вами. Аминь.

Примечания:

1. Преподобный Николай Студит, близкий ученик св. Феодора (память 4/17 февраля). Во время гонения от иконоборцев он был при св. Феодоре, вместе с ним претерпевал заключения и бичевания; будучи прекрасным каллиграфом, св. Николай писал под диктовку св. Феодора многие его письма из заключения.

К ИГУМЕНИИ НИКЕЙСКОЙ

И прежде хорошая молва о твоем почтенстве побуждала написать к тебе письмо, и теперь, на основании тех же похвал, мы пишем и приветствуем досточтимость твою, одобряя и ублажая, что ты решилась ради Господа потерпеть скорби и притеснения, гонение на обитель и переселение в ссылку, и прочие бедствия, в которых обнаруживается исповедание. Это достойно хвалы и признания; это - подвиги и доблести невесты Христовой и, что еще восхитительнее, священное влияние на подвластных сестер; ибо и из них некоторые решились вместе с тобою терпеть лишения за исповедание, явили мужество, подверглись бичеванию и ссылке и прославили Бога в теле своем и в духе. О, подвиги! О, прекрасное руководство! Каково начальство, таковы и подчиненные; какова учительница, таковы и ученицы. Тебе прилично сказать: се аз и дети, яже ми дал есть Бог (Евр. 2:13), доблестные, мужественные, скорее христолюбивые, чем плотолюбивые, вменившие вся уметы быти, да Христа приобрящут (Филип. 3:8), посвятившие все члены свои Христу, чтобы угождать любящему их. Вы вступили в сонм исповедников, увенчаны вместе с мучениками, судя по прошедшему. Но так как, мать, никто не венчается, аще не законно повизается (II Тим. 2:5), а закон требует быть доблественным в вере и жизни до конца; то увещеваю и напоминаю достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию (Еф. 4:1-2), с осторожностию на будущее время, чтобы не быть уловленными еще свирепствующею ересью, которая отвергает Христа, и чтобы как-нибудь не уклониться от подвижнической жизни, которая должна быть определена правилами; но делать все во славу Божию, во всем сиять светом заповедей, что, как я верую, и делаете вы в похвалу славы Христовой, к вечному прославлению вас и - если бы можно было сказать - и нас грешных. Подлинно, если мы от одного Отца и все - братия между собою, то не несправедливо считаем добродетели всех доблестию каждого из всех. Молитесь о нас; приветствие наше в духе. Господь Иисус Христос с духом вашим. Аминь.

Я слышал, что ты много предаешься воздержанию, и обрадовался; впрочем, так как умеренность во всем есть наилучшее дело, то напоминаю тебе быть умеренною и в этом, чтобы тело и покорствовало, и не обессилило бы к исполнению заповедей.

К ЕВСТРАТИЮ ИГУМЕНУ

Обрадовался я, получив почтенное письмо твое, любезнейший из отцов, и узнав, что дела твоего преподобия идут так и сяк; ибо, по известиям от других, впрочем, людей достоверных, я скорбел, услышав о твоей лицемерной подписке. [1] Выслушай меня, почтеннейший, я буду говорить откровенно. Я не могу найти причины, почему ты, быв задержан царским чиновником, остался без мучений, т. е. отпущен. Это служит поводом к молве. Известно, что никто из говоривших смело не остался без заключения в темницу или, по крайней мере, без ссылки и изгнания. Те же, которые вне этого, предались увлечению, чтобы не опечалить тебя, сказав что-нибудь более суровое.

Разве ты не видел, прозорливейший, тяжкого гонения от Льва, соименного дикому зверю, которого рука хватала и находившихся под властью другого, убивала, губила и - что человеколюбивее - заключала в темницу после тяжкого бичевания, а не только что подвластных ей? Если же сам ты ничего такого не потерпел после задержания, то извини, святой муж, ты был уловлен. Не говори мне, что таким образом были сохранены собственные церкви и остались неповрежденными изображения, [2] равно как и поминание святейшего нашего патриарха. [3] Это любят говорить и другие увлеченные. Все это не могло быть спасено иначе, как изменою истинного защищения. Что за польза, если мы сами, сделавшиеся и называющиеся храмом Божиим, стали непотребными, а бездушные домы постарались сохранить? Икона Христа, или Богородицы, или другого святого не падает, - она пребывает в них, как первообразах, - но падают те, которые думают уничтожить ее, равно как и те, которые из угождения им оставляют смелость и страдания за нее. Как? Одни умирают, другие отправляются в ссылку, иные подвергаются бичеванию, иные заключаются в темницу; горы, пустыни, скалы и пещеры населены блаженно гонимыми; а мы остаемся дома и думаем, что не получаем вреда? Нет. Пусть погибнет весь вещественный мир видимый; пусть важнее его будет верная погибель души, которой подвергается тот, кто представляет такие предлоги. Я сказал это по любви и для напоминания, чтобы мы удостоились принимать епитимию, и потому, что во время православия ничто не будет оставлено без исследования. Лучше придти со смирением и исцелять немощное, нежели оправданием навлекать на себя большую виновность.

Примечания:

1. Иконоборцы прибегли в борьбе к православным к такой хитрости. В конце лета 816 г. в Константинополе произошла торжественная церемония: иконоборческий патриарх Феодот служил в одном домовом храме, где висели иконы, причастил пожелавших присоединиться к официальной церкви (до того их держали в тюрьме и морили голодом), анафематствовал не поклоняющихся иконам; вступившие в общение были возвращены в свои монастыри. Это были в основном сторонники политики <икономии>. От других православных тоже стали требовать вступить в общение с патр. Феодотом, уговаривая <поикономить>, угрожая и даже употребляя насилие, вплоть до насильного причащения. Император Лев V указом запретил православным составлять собрания и учить о вере, о чем у них вынуждали подписку. В результате такой политики иконоборцев, масса православных пала в ересь, в Константинополе - почти все. Устоявших было сравнительно мало. <Одни падали невольно, не имея силы вынести тяжелых испытаний или боясь из-за угроз ослушаться власти, другие добровольно, или обольщенные убеждениями, или по корыстолюбию и тщеславию, рассчитывая на выгоды, третьи - по неведению. При этом одни падали до всей глубины падения, отрекаясь от иконопочитания и становясь иконоборцами, другие только выходили из рядов оппозиции, принимая предложенный компромисс и отказываясь от борьбы. Нужно думать, что последних было несравненно больше, чем первых. :Политика икономии вообще в церковных делах, успевшая приобрести господство в византийском обществе, и в этом деле подготовила и облегчила падение многих> (А. П. ДОБРОКЛОНСКИЙ, Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский (Одесса, 1913-1914) Т. I. 784-785).

2. Иконы.

3. Свт. Никифора Константинопольского, память 13/26 марта и 2/15 июня.

К ПАТРИЦИИ ИРИНЕ

Мы должны непрестанно вспоминать тебя, честнейшую, пишем ли или нет; в виду не только твоих благодеяний, которые ты издавна оказывала нашему смирению, но и образа исповедничества за Христа. Мы причисляем тебя к тем, кои повсюду за Христа заключены и подвизаются. Разве и ты не подвергнешься гонению, разве не разлучена с домом, родным городом, разве не заключена в тюрьму, разве не ожидаешь ежеминутной опасности? - Конечно, да, - и поэтому ты блаженна, ибо тебя ожидает царство небесное. Кто из исповедников не знает, что и ты вместе с ними исповедала свою веру? Куда не достигал слух, что в числе мучеников находится и женщина сенаторского сословия? Тебе удивились ряды монахов, восхвалили тебя собрания мирян. Мало того, даже чины ангелов и святых возвеселились о тебе. Но подумай, что это я говорю для лести. Смотри же, мученица Христова, как ты почтена, как возвышена. Возьми для примера грязь и золото. В такой же мере и даже еще большей выше земного достоинства стоит ныне дарованное тебе Богом небесное достоинство - звание мученицы Христовой и исповедницы за истину. Поэтому тебе, утвержденной на недвижимом камне православия, напоминаю ничуть не ослабевать в настойчивости, а тем более не склоняться к падению, смущаясь падением некоторых, монахов ли, или считающих себя за нечто, или вообще кого бы то ни было; ведь это - лжебратия, лжеапостолы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (II Тим. 3:5). И раньше были увлечены очень многие, выдававшие себя за мудрых, казавшиеся архиереями и почитаемые, как святые. А воссияли в мире, как светила, лишь немногие, истинные мудрецы, проводившие жизнь в страхе Божием, так как начало премудрости страх Господень (Пс. 110:10), и не считавшие себя людьми высокого достоинства. Ведь люди смотрят на лицо, а Бог на сердце. Еще прошу, закали себя углем божественной любви, чтобы пресечь всякое страстное влечение, ибо таким образом ты отразишь будущее нападение. И конечно уж не думай, что ты останешься вне искушения в слове и деле, ибо ненавидит тебя диавол, смертельно пораженный тобою. <Вот и женщина сопротивляется мне, - говорит он, - и, вдобавок, замужняя, да еще из знатных!> Вот как, приблизительно, он говорит: <Не потерплю, употреблю против нее еще много усилий, мужа, детей, все родство, прочих жен сенаторов, знакомых женщин, рабов и рабынь, состояние; кроме того, умилительные слезы, мольбы, обещания; если здесь меня постигнет неудача, обращусь к другим средствам, прибегну к царским угрозам, к зависти односословных, которые скажут: <Вот еще, эта одна станет выше всех?! Кто она и какая?> Они прибавят к этому порицания, издевательства, поругания, насмешки, иногда и оплевания, может быть, и заушения, даже раны, даже, наконец, смерть. Смотри, сестра о Господе, не поддавайся. Это - язвы Христовы, это - венцы небесные, делающие тебя новой мученицей. Разве и они не были подобны тебе оп плоти, так же благородны, так же обеспечены? Разве и они не были духовным мечем отсечены от мужей? Так самое положение заставляет тебя, сестра и мать, быть готовою ко всему. Да не отравит тебя искуситель-диавол чем-нибудь! Утверди и спаси многих собственным примером, чтобы ликовать тебе в небесном царстве Божием. Молись обо мне. Целую о Господе твою отрасль и сподвижницу.

ЧАДУ ИГИСИМУ

Добро, чадо Игисим; я считаю тебя исповедником Христовым, ибо ты хорошо вместе со своими братьями введен в подвиг спасения. Ты обнажен со Христом, подвергнут вместе с Ним бичеванию, стал сообразен телу славы Его. Неужели не радуешься, не веселишься? Как многочисленны твои братья, - и лишь ты с девятью сподобился венца. Как это случилось с тобою, чадо? Прославь, воспой, восхвали туне возвеличившего тебя Господа. Смотри, не падай назад, ревностно работая Ему в исполнении всякой заповеди. Ведь мученичество продолжается, доколе не придет смерть. Не задремли душою, работай руками, пой духом, пой и умом, очисти ум свой от волнующих сердце твое лукавых помышлений, радуйся в надежде, будь терпелив в горести, вспоминай об исходе, помни о дне страшного воздаяния, будь готов, если окажется нужным, и опять подвергнуться бичеваниям и даже принять смерть за Христа, чтобы иметь возможность с радостью говорить: яко Тебе ради умерщвляеми весь день, вменихомся яко овцы заколения (Пс. 43:23). Молись и обо мне, грешнике, чтобы я достиг полного спасения. Приветствуют тебя братья твои, которые со мною. Благодать с тобою. Аминь.

ЧАДУ ЕФЛЕМУ

Радуйся, чадо Ефрем, добрый воин Христов. Как ты поживаешь? Как изгнание твое? Как ты переносишь его? Благодаришь ли Бога за то, что сподобился перенести за Его имя все то, чему подвергся? Прославляешь ли Его и восхваляешь ли за то, что для всего братства ты стал одним из десяти, вторым подвергшись бичеванию и первенствуя в монашестве? Воспеваешь ли Его и любишь ли за то, что Он узрел твою кровь, пролитую на землю, и плоть, истерзанную за святую Его икону? Благодарение Господу, брат мой, призвавшему вместе с прочими и тебя к исповеданию Его! Ты воссиял в среде братий, правильнее - в Церкви Божией. Посмотри же на свое призвание, посмотри на свою славу, как низко ты стоял и до какой степени возвысил тебя Христос. Сопоставь свои силы с тем, что ты получил, - и дай славу благому Богу, ибо дело ни хотящего, ни текущего, но милующего Бога (Рим. 9:16). Стой же еще, чадо мое, вынося борьбу внутренних своих помышлений. Это - великая война и не перестанет до конца жизни. Как ты победил во внешних делах, приняв раны и заключения, так мужайся и на невидимых своих врагов, злейших, чем телесные тираны, чтобы в награду получить венец. Борьба еще предстоит. Не унывай, сколько Бог ни попустит или ни благоволит воздвигнуть на тебя; пусть никто, даже сам ангел, не убедит тебя думать иначе, вопреки полученной от Бога заповеди почитать святые иконы Христа и Всесвятой Богородицы. И да будет наградой твоему сердцу мир от Бога со всяким терпением и утешением. Молись обо мне смиренном, чтобы мне спастись. Приветствуют тебя братия, которые со мною. Благодать с тобою. Аминь.

НАВКРАТИЮ ЧАДУ

Кто заранее предвидит, что услышит печальное, не теряется при получении плохих известий. Поэтому, чадо, нас не поразили новости в твоих письмах. Правда, они в высшей степени грустны; можно ли отрицать это? Ведь все еще разрушаются священные Божии храмы и еще сильнее неистовствует извне и внутри гонение на благочестивых. Однако, каждой душе предстоит быть испытанной и каждому месту - просеяну, чтобы от соломы отделилось зерно, хотя и в очень небольшом количестве, так как мало избранных, сказал Господь (Мф. 20:16). Немало нас огорчило падение димитриадского епископа; впрочем, Писание говорит: прежде смерти не хвали никогоже (Сир. 11:28). Что мы вынесли? - Ведь мы в борьбе с нечестием еще не противостали до смерти и, по апостольскому выражению, еще не получили обетования (Евр. 11:33). Я мучаюсь в заботе о захваченных одновременно братьях. Каков будет исход их дела? Впрочем, как кузнецы привыкли к ударам молотом, так и мы привыкли не смущаться от печальных известий о несчастьях. Поэтому, насколько я, грешник, могу, молюсь о том, чтобы они благоугодили Богу. Ведь борьба идет за Христа, и это я не считаю за что-либо малое, как некоторые неразумные - дело о прелюбодеянии. [1] Ныне Христа открыто отвергают с Матерью и слугами Его.

О мужи, о воины Христовы, стойте твердо. Возьмите крепкое оружие, которым Павел повелел нам вооружиться для разрушения твердынь диавола (Еф. 6:11). Вот война, вот победа, ибо Христос - помощник. Вот неувядающие венцы правды, вот рай, вот царство небесное. Ангелы взирают, принимают участие в нашей борьбе с врагами. Святые споборствуют, смотря с неба на нашу борьбу. Не станем уклоняться, добрые сподвижники, не станем избегать темницы и злоключений или даже казни. Не посрамим Христа своим поражением, да не будет. Не посрамим ангелов, наших сподвижников. Не опечалим бывших раньше победителей из нашего братства. Теперь идет борьба первой очереди, награда за которую велика, как вы знаете по земным состязаниям. Но нам хорошо быть хотя бы и во второй. Если же мы собьемся и с нее, то достаточно бы получить хоть четвертую награду - ветвь, лишь бы не быть посрамленными на страшном суде Христовом, уже навсегда лишенными возможности возобновить борьбу. Так как нынешнее время и есть время борьбы, то как мне смиренному не радоваться, получив опять известие, что почившие братья наши победили, добре пожив. Я очень обрадовался по поводу игумена мидикийского, что он прекрасно возобновил борьбу, и по поводу изгнания епископа никейского, молитвами которого да буду и я непотребный утвержден. Если к вам внезапно придут иконоборцы, то сами не открывайте им дверей. Если же они, по своей привычке, сделают это разбойнически, то вы невиновны. Не делайте уступок, но будьте тверды до гонения или взятия под стражу. Пагуба на голову им! Не покидайте храма, пения, литургии. Но если те осквернят его своей нечистотой, то есть литургией, то не знаю... Бог простит тебя за все, в чем ты просил прощения. Так как у меня нет спутников, то обоих письмоносцев я взял к себе совсем на служение слову истины. Какому именно? - Разъезжать по всем странам и благовествовать братьям спасение. О, если бы мы нашли и еще мужей силы, которые бы обходили землю и море! Теперь я здесь, а на будущее время не знаю, где и как устроит Господь не только наши дела, но и твои, и архиепископа, [2] и всех вообще подвизающихся братьев. В виду того, как ты писал, что кто-то заточен и в Фессалонике, то нам следует разослать во все места письма и братьев. Так угодно Христу, таков наш долг заботы. И о, если бы Господь помог нам таким образом открыть двери в этой земной темнице! Ведь это для Него дело не невозможное. Если кто отправляется с целью помочь находящимся в Фессалонике, то мы готовы совершить угодное Богу, и Он окажет нам помощь. Если даже все мы попадем под стражу, то Он из камней может воздвигнуть служителей. Поэтому будем не падать духом, но веровать. Я дерзнул составить похвальное слово Богослову [3] и несколько глав против иконоборцев: [4] первое - как долг, будучи побуждаем братиями; второе - как мысли, волнующие мой ум. Хорошее в них - по молитвам вашим и пастыря, а гнилое - по моим грехам. Поэтому, переписав, сохраняйте их до времени, когда может быть посетят вас посланные от аввы Иоанна. Приветствуют тебя братия. Целую твоих спутников, а именно Д, Ф [5] и тебя, чадо мое желанное Литоий. Благодать со всеми Вами.

Примечания:

1. Т. е. о незаконном браке императора Константина VI.

2. Свт. Иосифа Солунского.

3. Св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. См.: Преподобный ФЕОДОР СТУДИТ, Малое оглашение. Слова (М., 2000) 403-418.

4. См.: Против иконоборцев семь глав // Преподобный ФЕОДОР СТУДИТ, Творения. Т. 1 (СПб., 1907) 222-230.

5. Из опасности, что письма могут быть перехвачены, св. Феодор ввел условные обозначения буквами алфавита для некоторых студийских монахов, с которыми состоял в переписке.

КАССИИ

Вероятно, письмо обращено к преп. Кассии, Константинопольской песнописице IX века (память 7/20 сентября), единственной женщине, чьи гимнографические творения вошли в византийские богослужебные книги. Наиболее подробное исследование о ней - I. ROCHOW, Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia (Berlin, 1967). По мнению И. Рохов, все три дошедшие до нас письма св. Феодора к девице по имени Кассия, адресованы именно знаменитой византийской песнописице (см.: Ibid. 20-26).

И мудро, и разумно все, что твоя добродетельность опять сказала нам; поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице. Правда, это не похоже на бывших прежде, ибо мы, нынешние, и мужчины, и женщины, бесконечно много уступаем им и в мудрости, и в образованности. Во всяком случае, в настоящее время ты сильно выдаешься. Слово - твое украшение больше, чем всякое тленное благолепие. Но замечательно, что у тебя со словом согласуется и жизнь, и ты не обнаруживаешь односторонности ни в одном, ни в другом отношении, ибо решилась пострадать за Христа в это гонение. Ты не ограничилась бывшим бичеванием, но опять, не будучи в силах противостоять, охвачена горячей любовью к доброму исповеданию, в котором пламеней всегда. Ты действительно знаешь, что добро, или что красно (Пс. 132:1), именно - страдать за истину и отличаться мученичеством. Золото и серебро, слава и благолепие и всякое земное мнимое благополучие есть ничто, хотя и называется добром, ибо они мимолетны и исчезают, подобны сновидению и тени. Что же дальше? - Избрание монашеской жизни, которую ты обещаешь принять по прекращении гонения. Хотя это и дивно, но меня не поразило твое решение. Почему? Потому что о последующем всякий может заключать по предыдущему. Доказательство может идти и обратно. Если виден дым, конечно, покажется и огонь. И в данном случае, если есть исповедание Христа, ясно, что воссияет и жизнь в монашеском совершенстве. Как ты блаженна в обоих отношениях! Но не жди, чтобы я возложил на тебя руку, [1] ибо я грешен; пусть лучше сделает это тот, от священного возложения руки которого ты освятишься. Низко кланяюсь, как матери света, той, которая произвела тебя на свет и возродила в истинном свете. Получив ее дары, равно как и твои, [2] я принес в дар Господу моему благодарение и молитву за вас обеих. Однако, я очень отяготил вас. Но от духовной тяготы да освободит вас Вземляй грех мира.

Примечания:

1. Т. е. постриг в монахини.

2. Очевидно, Кассия с матерью благотворили исповедникам, в том числе и св. Феодору.

ТОРГОВЦУ ВОСКОМ

В эти дни приветствие или простое обращение к изгнанным за Христа служит сильным доказательством дружбы и благочестия. А рассылка даров - это признак величайшей преданности и ревности по Богу. Таков мой возлюбленный господин в отношении к моему смирению. Твои посылки - приятные для меня источники света, они - знак твоей душевной чистоты и светлого, православного образа мыслей. Ведь теперь, как видишь, церковные дела объяты тьмой и бурей, которая поглощает не тела, что было бы еще на так страшно, а потерпевшие крушение бессмертные души. О, ужасное бедствие! Не видно поблизости ни маяка, ни пристани. Поэтому остерегайся, возлюбленный, направляя свою жизнь по-православному, чтобы не объяла тебя еретическая буря, - возводя взоры к небу, откуда и ожидаем Спасителя, Господа славы, Которого иудействующие [1] осмеливаются бесчестить чрез поругание Его иконы. Таково в ответ на любовь наше малое приветствие к твоей любезной честности с нашей грешной молитвой, кроме которой у нас нечем воздать вам.

Примечания:

1. Св. Феодор так называл иконоборцев; вот как он объяснял такое наименование в другом письме: <Иудей или язычник говорит христианину: отрекись от Христа и Марии. То же самое говорит и иконоборец, ибо икона Христа и Богородицы носит то же имя: Христос и Богородица. Таким образом, говорящий об отречении от иконы, открыто требует отречения от того, чья эта икона. Это слова не меня, ничтожного. Послушай, что Бог всяческих говорит Моисею: сотвориши два херувима (Исх. 25:18), то есть повелел ему сделать изображения херувимов. Если бы имелась в виду природа херувимов, то едва ли можно было приказать представить их. И опять: сотвори себе змию медяну (Числ. 21:8). И здесь также повелевает сделать образ змия. Но таково по природе соотношение первообразного и производного, что производное, то есть образ, называется именем первообраза. При отрицании одного отрицается и другое, ибо они существуют во взаимной связи> (Феодор - возлюбленным братиям, за Господа содержимым в различных темницах: радоваться о Господе).

К НАВКРАТИЮ СЫНУ

Я хочу с тобою говорить, даже когда не представляется случая, и тем более - когда такой случай представляется. С радостию из твоих писем, чадо, я узнал о хорошем, ибо для меня радостна весть, что мой истинный брат и архиепископ и прочие отцы мои и братья изгнаны ради Христа. Кто бы дал мне силу обратиться к ним с победным возгласом? Впрочем, я верю, что когда-нибудь такой случай представится, ибо если бы царь захотел со всех сторон пресечь мой голос, все же я найду исход и, окрыляемый духом, воскликну это. А ты, чадо мое возлюбленное, укрепляйся о Господе и нисколько не падай духом пред ссылкой. Твердо стой. Если спросят, принеси свое доброе исповедание. Если нужно подвергнуться заушению, заушайся вместе со Христом, подвергнись заключению, испей желчь горестных обстоятельств, взойди на крест произволением, ибо каждому, пожелавшему нести страдания, это зачтется за действительное страдание. Разве не довольно с тебя стать сыном Божиим? Разве мало тебе сделаться сонаследником Христа? Кому превозноситься, кому радоваться, веселиться и благодушествовать, как не тем, кто заключен и страдает за Христа? О, если бы повергнуться и другим страданиям, подобно Владыке! И кто достоин? Но в равной степени бывает и благодать достигшим. Я несчастный никогда так не радовался и не был благодушен, даже и в прежние свои изгнания, хотя и не забываю милостей Господних ко мне. Но вообще и теперь, проводив блаженного отца моего [1] со святым моим Калогиром, [2] я царствую, владычествую, радуюсь и ликую. Так я встречаю, как наслаждения, озлобления со стороны мира; бесстрашный, непреклонный, я дерзаю сказать со святым Давидом: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое (Пс. 26:3). Мне приятна смерть ради вечной жизни. Таким образом и так высоко настроенный, я исповедую себя мерзостью для всех людей и отверженным от Бога за бесчисленные свои прегрешения. Об этом я так скажу и, может быть, в последний раз. В случае изгнания по Божиему повелению, возьми ли тотчас или впоследствии непременно Каллиста и еще кого хочешь из братий; а мне дай Протерия, чтобы он здесь где-нибудь скрывался и прислуживал мне, если поможет Бог. Христос со духом твоим.

Примечания:

1. Т. е. преп. Платона Студийского (+ 814 г.; память 5/18 апреля).

2. Один из студийских монахов, скончавшийся в ссылке.

ВАСИЛИЮ ИГУМЕНУ

Перевод и комментарии д-ра Алексея Муравьева

(ep. 555, изд. Фатуроса, сс. 849-852)

Василию, почтеннейшему игумену, со всеми святыми отцами благочестной обители св. Саввы.

1. Когда догматы благочестия стоят твердо, колебать [их] есть дело смутолюбивое. Когда же на них восстают, особенно как сейчас в нынешней нашей Церкви, разве нет необходимости восстать, не щадя никого, и презреть саму смерть, не боясь ни долгой дороги, ни иных страданий?! В этом и причина посылки к вашим преподобиям моих духовных чад Литоия и Симеона, таков образ страшного Божия испытания в этом самом странствии. Но, о отцы святые, как рассказать вам пояснее дерзновенно совершенное тогда против Евангелия Христова? Многослезный Иеремия говорит в своих пророчествах что-то вроде того: <Пастыри объюродеша и Господа не взыскаша>. А тут случилось нечто еще более ужасное и весьма безобразное. Тех же, кто решился взыскать Его и прибегнуть к закону Его, как отчуждающихся от Него отлучили анафемой, приложив анафему одному из них, разумеется, сказавшему: <Отметаяйся вас Мене отметается, не премляй вас, не приемлет Пославшаго Мя>.

2. Что же это за собор, противоставший законам и словесам Господним? Так я вам скажу, как это было. Сам Господь сказал: <Что Бог сочетал, человек да не разлучит>, а некий монашествующий иерей впавшего в прелюбодейство царя Константина, по слову Господню, с изгнанием собственной жены и водворением прелюбодейцы, сочетал! обвенчал! [1] Восстал через молитвенное призывание на Запретившего блуд и Пригрозившего страшным вечным наказанием за подобное, бессмысленно воздвиг [на Него] вражду, запрещая Ему и становясь [Ему] ментором! Если Христос проклинает блудника, то он, благословив его, провозгласил всех его подданными! И если Он гневается на непотребный поступок, то тот сказал, что благословляет его на это. И если Он через пророков и апостолов объявляет такого преступника закона бесславным и лишенным награды, то сей, оказалось, повенчал его в таком состоянии. Почему и последним символом бракосочетания - пречистым Телом и Кровью Христовыми -- как чистых и непорочных причастил прелюбодействующих!

А ведь издревле известна эта безобразная драма. [2] Дело в том, что не Христу, чистому Сочетателю чистых, вознес сей <благородный [муж]> призывание, но своему со-детелю и самому начальнику прелюбодейства Сатане, несвященный, [3] назвав его <Богом> и <Отцом> и дав среди сатанолюбиво прелюбодействовавших знаки победы восставшему на самого Христа, Истинного Бога нашего.

3. И вот сперва совершив такое [дело] против Бога а позднее до [их] смерти и молясь с впавшими в прелюбодеяние, и преподавая им Божественные Тайны, хотя после конца прелюбодейного царствования и был запрещен вышестоящим - что же делается теперь новым предстоятелем с пятнадцатью иерархами под нажимом властителя? Выносится решение о том, чтобы ему опять священнодействовать в той же соборной Церкви!

4. Когда же не вынес Господь такого [бесчиния] в нашем времени, когда все преклонили колена Ваалу, нашлись все же некоторые даже и в самое [время] прелюбодеяния, прежде всего и наперед радеющие о божественных законах. Когда они объявились, и Он не попускал их взаимного общения, созывается по царскому приказу вселенский Собор. Но еще прежде собора бросили под стражу и окружили ротой солдат тех, кто не позволял себе собеззаконновать с ними, ставят их перед синедрионом беззакония, анафематствуют их блудоискусники, [4] помещают их под замок, ссылают, накрепко запирают одного от другого, на некоторых даже надев оковы, а иным надев на ноги деревянные колодки.

5. Такова драматургия возрастания михианской ереси, отцы. Они [т.е. участники собора - пер.] сформулировали учение, что над царями не властвуют и не начальствуют божественные законы, когда те того захотят, и это совместное с ними беззаконие и разорение Божественных заповедей они называют <икономией>! Оттого-то они и говорят, что не надобно в наше время подражать тем, кто даже до крови перед царями ратует за исповедание Божественных законов. Таким образом они и Предтечу не именуют за его обличение царя Ирода Предтечей, уничижая венец добродетели святого. Я бы сказал, они даже отказываются от него, как от ненужного. Они и о Златоусте, светоче миру, и ясно сказать дерзнули и повторяют, что он неправильно сделал, изгнанный за пределы вдовьего поля, и когда обличил Евдоксию, поколебал Церковь! [5] Каждому из иерархов они позволили действовать по своему усмотрению в случающихся падениях, а совсем не так, как учит канон, даже если надлежит очищение. И это они называют икономией! Они говорят: <Невозможно соблюдать все каноны>!

6. Что еще тут говорить и толочь воду в ступе? Они соорудили многовидную ересь, отвергающую священное благовестие, разоряющую божественные каноны, раздирающую учения богоносных Отцов, приуготовляющую антихристову апостасию. Вместо этого, они упорствуют в том, чтобы не следовать вовсе ни Евангелию Христову, ни апостольским установлениям, ни отеческим заповедям, но так ли или эдак, сообразно обретающемуся в них лукавому и вероломному действию, даже не икономии. Ибо никакая икономия не творит им ни освобождения от канонов, даже если кое в чем допускается малое попущение, ни отмены закона или принуждения, или, скажем, очистительного правила. Это - знак апостасии.

7. Внявши это, отцы святые, сострадайте нам, смиренным, страждущим за общий удел веры, и насколько возможно, протяните руку [помощи]. Мы знаем о вашей жизни в пламени народных испытаний и ублажаем ваше исповедническое терпение, и не медлим назвать вас свидетелями Христовыми. [6] Но потщитесь стать гасителями разгоревшегося у нас огня зловерия, блаженнейшие. Ей, мы нуждаемся в отеческой вашей любви, ведь вы - равные по ревности ростки этого божественного и савваитского корня, который вместе с другими поистине горяч и пламенен на защиту веры. Известны ведь и прежние времена, когда блаженные савваиты состязались за истину. Причастные той же благодати и тому же духу, о блаженнейшие, не отказывайтесь по возможности явить то же, что и они, в нынешнем нововведении веры. Тем самым вы угодите Богу, о Нем же и Слово, и всеблаженному Савве со всеми святыми. Для искомого было бы достаточно, прежде всего анафематствовать вам прелюбособор, [7] анафематствовавший святых, а во-вторых, даровать нам ваши священные молитвы для снесения творящих зло и для согласия Церквей Христовых.

Примечания:

1. В 795 г. Константин VI, сын Ирины, отправил в монастырь Принкипо свою супругу Марию Армянку, чтобы жениться на Феодоте, кузине Феодора. Патриарх Тарасий отказался благословить такой брак, но позволил иконому Иосифу венчать и короновать Константина и Феодору. Как извинение позднее в 809 г. была представлена <непреклонная воля царя>.

2. Словами <драма> и <драматургия> преп. Феодор показывает, что епископы-михианцы стали игрушками в руках светских властей.

3. Буквальное значение этого слова - нечестивый, но тут есть и другой оттенок: Иосиф уже не считается преп. Феодором за священника.

4. Неологизм преп. Феодора. Здесь блудом (прелюбодеянием) - называется уже отношение к канонам со стороны участников собора 809 г.

5. Свт. Иоанн Златоуст был неправедно осужден лжебратиями на соборе 405 г. <под дубом> и умер в ссылке. Причиной гнева на него императрицы Евдоксии была критика святителем распущенности двора.

6. Преподобный говорит здесь о свидетельстве даже до крови.

7. Это слово - неологизм преп. Феодора.

Число просмотров текста: 3694; в день: 0.53

Средняя оценка: Хорошо
Голосовало: 8 человек

Оцените этот текст:

Разработка: © Творческая группа "Экватор", 2011-2014

Версия системы: 1.0

Связаться с разработчиками: [email protected]

Генератор sitemap

0