Cайт является помещением библиотеки. Все тексты в библиотеке предназначены для ознакомительного чтения.

Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

Карта сайта

Все книги

Случайная

Разделы

Авторы

Новинки

Подборки

По оценкам

По популярности

По авторам

Flag Counter

Буддизм и индуизм
Тимофеев Иван
Язык: Русский

Несколько слов об Обществе Сознания Кришны

Морозным декабрьским утром, возле входа в метро, ко мне подошел молодой человек в светлой куртке, светлой вязаной шапке и со стопкой брошюрок в руках. Он протянул мне брошюрку, а когда я взял ее, он попросил пожертвовать немного денег. По сути, оплатить стоимость "подарка". Я высыпал ему в руку всю кучу мелочи, накопившуюся в кармане (мне пофиг, сколько там было, просто карман казался слишком переполненным). В первое мгновение мне показалось, что "даритель" недоволен полученной платой, но затем он, видимо, заметил, что там были не только копейки, но и рубли, и пятирублевики, и недовольство сменилось выражением полной удовлетворенности. Еще он мне пытался что-то втирать про смысл жизни, но мое безразличное лицо явно не располагало к философским беседам, и я спокойно зашел в метро.

В тот день брошюрка оказалась прочитана на 2/3 и густо исписана разными пометками, стрелками, подчеркиваниями и проч. Не было, правда, ни одного восклицательного знака (интересная чужая мысль) и ни одной пометки "моё" (мысль, которая была у меня до прочтения данной книги). Часто встречалась пометка "гы". Тем не менее, я готов проанализировать брошюрку вполне серьезно.

Называлось сие творение "Совершенные вопросы. Совершенные ответы". И содержало оно стенограммы бесед американца Боба Коэна с основателем Общества Сознания Кришны "его божественной милостью" А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Разумеется, и американец был далеко не атеистом, и беседы наверняка были отредактированы с тем, чтобы из всех вопросов оставить только "совершенные". Но все равно меня привлекло то, что это было не обезличенное изложение каких-либо религиозных догматов, а живые беседы. Беседы, в которых порой всплывали на поверхность весьма интересные моменты.

Прежде всего о личности Прабхупады. У меня сложилось впечатление, что это был человек много думающий, постоянно сомневающийся. И, вероятно даже, ни во что не верящий. Но способный дать другим смысл жизни, заразить их какой-то верой. По сути, это "белая ворона". Такой человек резко отличается от других, и эту непохожесть другие способны трактовать двумя способами. Вариант первый: этот человек социально активен, он учит других, как надо жить. И обычные люди задумываются: а по какому праву, собственно, не похожий на нас человек учит нас? Вероятно, потому что он божественен, совершенен. И надо стремиться к этому (недостижимому) совершенству. А второй вариант такой: этот человек социально не активен, и при этом не похож на других - и другие начинают считать его чужаком, низводят до уровня ничтожества. То есть "белые вороны" способны занимать в обществе лишь две позиции: либо ничтожества, либо божества.

Как функционирует организация (не важно, религиозная или политическая), где имеется подобный вождь? Прежде всего: члены такой организации мыслят исключительно категориями своей (созданной вождем) субъективной реальности, в которой все упорядочено, все объяснено, все разложено по полочкам и выстроено в какую-то иерархию. Но действовать-то им приходится в объективной реальности, явления которой очень часто не вписываются в их представления, входят в противоречие со всеми этими иерархиями и объяснениями. И вождь служит для них связующим звеном, мостом между двумя реальностями - объективной и субъективной. Он устраняет противоречия, дает объяснения явлений, не вписывающихся в представления членов организации. Он перекодирует информацию, получаемую из внешнего мира, на язык своих последователей.

Объяснения, даваемые вождем явлениям из объективной действительности, могут быть противоречивы. К примеру, в одном месте Прабхупада клеймит существующую систему образования и говорит о том, что на уроках естествознания надо говорить не о порядке проведения химических реакций, а исключительно о Кришне. Однако в другом месте он ссылается на научные данные в качестве аргумента ("Наши тела меняются каждое мгновение - это установленный медициной факт"). Еще в одном месте он говорит, что мы живем в материальном мире и не можем пренебрегать его законами; а тот, кто пренебрегает ими - глупец. Налицо явное противоречие: если на уроках естествознания говорить только о Кришне, только о духовной жизни (и этого, по словам Прабхупады, достаточно для познания мира), то откуда же люди узнают о законах материального мира, которыми, по его же словам, глупо пренебрегать? Объясняется это противоречие очень просто: цель вождя - дать в каждом конкретном случае объяснение, удовлетворяющее слушателя, устраняющее не нужную организации мыслительную активность, устраняющее в его мозгу какое-то противоречие между субъективной и объективной реальностями. В одном случае для этой цели годится одно объяснение, а в другом - другое, м.б. прямо противоположное первому.

Из чего состоит субъективная реальность, создаваемая вождем для своих последователей? Прежде всего, это система кодировки информации. Некий священный язык, или просто необычные дополнения к существующему языку + специальные термины, используемые исключительно членами этой организации. В кришнаизме присутствуют все три элемента. Священным языком является санскрит. Необычные дополнения - это добавление различных фонетических значков к русским и латинским буквам, якобы с целью наиболее точной передачи звучания слов на санскрите. Например "Кришна" пишется как "Кршна" с добавлением точек под буквами "р" и "н". Ну а уж специальных терминов там предостаточно - прасад, майа, санньяса, и проч. В итоге формируется некий новояз, предназначенный как для различения своих и чужих, так и для направления мыслей верующих в нужное организации русло.

Второй элемент субъективной реальности, создаваемой вождем в умах членов организации - это картина мира. Четко упорядоченная картина. Прабхупада несколько раз повторяет, что она основана не на догмах, а на знаниях и фактах. Впрочем, основанием для отнесения той или иной информации к "знаниям" является ее соответствие "Бхагават-Гите". То есть это все-таки догмы. Но Прабхупада бравирует термином "знание" ради придания своим словам веса - как, впрочем, и представители других религий.

Итак, что входит в эту картину мира? Из всего индуистского пантеона оставлен, по сути, только Кришна. Другие боги если и упоминаются, то вскользь. Именно Кришна обозначается словом "Бог". Явно видны попытки превратить политеистическую религию в монотеистическую. Кришна объявляется владельцем всего сущего, источником всего, и даже утверждается, что все сущее - неотъемлемая часть Кришны. Правда, в другом месте говорится, что люди ушли от Кришны и должны, умерев праведными, избавиться от цепочки перерождений и вернуться к нему. Еще в одном месте допускается, что люди обладают некоторой свободой воли. Налицо противоречие: как можно быть вне Кришны, обладая свободой воли, и одновременно являться его составной частью? :)

Далее, четко прослеживается принцип "Quod licet iovi non licet bovi". В мошенничестве нет ничего хорошего, но если мошенничает Кришна - то это прекрасно. Для человека творить зло недопустимо, но Кришна - источник всего, в т.ч. и зла. В христианской терминологии - это бог и дьявол в одном лице. "Ишвара - наделенный властью - может делать все, что угодно, но мы не должны ему подражать. Мы должны следовать его наставлениям". Разумеется, этот принцип распространяется и на социальное устройство: низший не может даже обсуждать действия высшего - он обязан исполнять его приказы, какими бы они ни были.

Также в картину мира входит представление о реинкарнациях - перерождении в новом теле. От нынешней жизни человека зависит, какое тело он получит в следующий раз. Число перерождений бесконечно, и прервать эту цепь возможно лишь прожив однажды очень праведную жизнь - то есть, по сути, став фанатиком Общества Сознания Кришны.

Ну и наконец третьим элементом субъективной реальности является четкая иерархия всех людей. Ну, впрочем, не совсем четкая - противоречия в словах Прабхупады иногда обнаруживаются. Тем не менее, иерархия присутствует. На вершине иерархии - вождь (духовный учитель, гуру). Он считается представителем бога, Вождю надо всячески угождать: "Если вы доставляете удовольствие представителю Бога, то тем самым доставляете удовольствие Богу". А чтобы доставить удовольствие вождю, надо выполнять все его указания, какими бы они ни были. Вождь совершенен: Прабхупада высказывает такую мысль, что учить других имеет право лишь тот, кто сам достиг совершенства. Поскольку он - верховный учитель, то он и самый совершенный из всех. Вождь безгрешен: болезни и страдания обычных людей объясняются их собственными грехами, а вождь страдает исключительно из-за греховных поступков его учеников.

Вторая ступень иерархии - члены Общества Сознания Кришны, достигшие "санньясы", т.е. отречения от мирской жизни. Третья, четвертая и пятая ступени - это члены ОСК более низких "ступеней духовной жизни". Различия между этими ступенями не столь важны. Важно то, что человечество в представлении кришнаитов делится на две части: члены ОСК ("преданные") и прочие люди. Члены ОСК:

(а) вплотную приближаются к совершенству уже в силу самого факта вступления в эту организацию. "Нужно стремиться стать преданным, а не хорошим поваром. Преданный же станет и искусным поваром, это произойдет само собой". Иногда Прабхупада даже называет членов своей организации совершенными людьми (а сам в таком случае оказывается "самым совершенным");

(б) только они способны достичь такого уровня праведности, при котором наступит "освобождение", т.е. после смерти они не родятся заново в каком-то новом теле, а воссоединятся с богом. "Когда человек полностью предается Кришне, он больше не возвращается в материальный мир. Однако если у преданного есть какие-нибудь недостатки, вполне вероятно, что он опять вернется сюда. Но даже несмотря на эти недостатки, он родится в хорошей семье";

(в) только они имеют право кого-либо чему-либо учить;

(г) "нельзя чувствовать себя счастливым, не находясь в сознании Кришны".

По поводу всех остальных людей Прабхупада высказал две противоречащих друг другу версии. В одном месте он говорит: "Фактически, тот, кем руководит Иисус Христос, безусловно, достигает освобождения". Но зато во многих других местах он утверждает совсем иное:

1)

Боб: "А что можно сказать о тех, кто не знает о существовании Бога, но..."

Шрила Прабхупада: "Это животные. Животные не знают, что такое благо. Человек, который не знает Бога или не пытается постичь Его - просто животное. Только у животного четыре ноги, а у этого две".

2)

Боб: "А что можно сказать о человеке, который пытается поступать правильно и добросовестно выполняет свой долг? Например, честный слуга, который верен своему господин, и который, зная, что может обмануть его, оставшись безнаказанным, все-таки остается честным..." <...>

Шрила Прабхупада: "Если человек не знает, что такое честность, как он может быть честным?" <...>

Боб: "Значит, невозможно быть честным, не имея знаний о Боге?"

Шрила Прабхупада: "Да, потому что все принадлежит Богу". <...>

Боб: "Сейчас я думаю о своих знакомых, не преданных Кришне. <...> Они мало что знают о Боге, но все же достаточно честны, чтобы ничего не брать у других людей. Они стараются быть честными по отношению ко всем. Будут ли они..."

Шрила Прабхупада: "Они не крадут у других, но крадут у Бога".

Боб: "Значит, эти люди порядочны наполовину?"

Шрила Прабхупада: "Совсем непорядочны".

3)

Никаких различий между людьми, не вступившими в ОСК, Прабхупада не видит: "Мы считаем, что любой человек, если он не имеет понятия о Кришне, лишен каких-либо достоинств. Ни чести, ни знаний у него нет, поэтому он - человек третьего сорта". Еще в одном месте можно встретить такую его реакцию по поводу "Недели протеста против жестокого обращения с животными": "Они объявляют войну жестокости и в то же время содержат тысячи боен". Такое впечатление, будто протестуют те же самые люди, которые содержат бойни. :))) Всех людей "внешнего мира" он сваливает в одну кучу и клеймит как врагов.

Примечание: По сути, это можно расценить как разжигание социальной и религиозной розни. Не понимаю, почему деятельность Общества Сознания Кришны до сих пор не запрещена в России.

Ну и напоследок пара приколов:

Шрила Прабхупада: "Кришна" означает "всепривлекающий".

Боб: "А есть люди, которых Кришна не привлекает?"

Шрила Прабхупада: "Нет, Он привлекает всех. Кого не привлекает Кришна? Приведите пример: "Вот человек или живое существо, которого Кришна не привлекает". Попробуйте найти такого".

Шрила Прабхупада: "Возьмем, например, солнце: оно испаряет мочу. А вы можете проглотить мочу? Если вы хотите подражать солнцу: "О, солнце поглощает мочу, почему бы и мне не выпить ее?" Можете ли вы это сделать?"

12 декабря 2004 г.

Число просмотров текста: 4377; в день: 0.61

Средняя оценка: Никак
Голосовало: 12 человек

Оцените этот текст:

Разработка: © Творческая группа "Экватор", 2011-2024

Версия системы: 1.1

Связаться с разработчиками: [email protected]

Генератор sitemap

0