Евангелие от Матфея - одна из основных книг и Нового завета и Библии в целом. Христианская традиция относит эту книгу к так называемым "боговдохновенным", то есть данным людям Богом в виде откровения. Большинство текстов этого Евангелия у всех христианских конфессий считаются наиболее авторитетными.
Целый ряд высказываний из этой книги, живущей уже почти две тысячи лет, вошел в лексикон миллионов людей. При этом некоторые из них никогда и не держали Евангелие в руках и, может быть, даже не знают, каким источником они пользуются.
Еще в большей степени это относится к нравственным принципам, провозглашен ным этой книгой. Вольно или нет, но многие поколения людей сверяют этику своих поступков с нравственными принципами, которым учит Евангелие. Евангельские сюжеты вот уже почти две тысячи лет служат питательной средой для всех видов искусств и многих направлений философии.
О личности древнего писателя
Сведения о евангелисте Матфее, те, что христианская традиция признает наиболее достоверными, можно прочитать в "Толковой Библии" (Петербург, 1911-1913 гг.). Вот что там сказано:
"О личности писателя нашего первого Евангелия неизвестно почти ничего достоверного, кроме того, что сообщается о нем в самих Евангелиях. Он был первоначально мытарем или сборщиком податей и назывался Левий и Матфей... С вероятностью можно установить, что до разрушения Иерусалима римлянами Матфей занимался распространением христианства в Палестине среди иудеев и по просьбе их написал свое Евангелие. Сведения о Матфее, сообщаемые некоторыми позднейшими историками... о внепалестинской деятельности Матфея, крайне скудны, и при этом отчасти противоречивы, так что на них нельзя полагаться. По этим известиям Матфей проповедывал христианство преимущественно в Эфиопии, Македонии и других азиатских странах, и умер мученической смертью или в Иераполе, во Фригии, или в Персии. Но другие говорят, что он умер естественной смертью в Эфиопии или в Македонии..."
И этим практически исчерпываются все сведения о личности автора Евангелия от Матфея. То есть, практически - почти ничего. Попробуем хотя бы немного продвинуться по этому пути.
Личность Матфея упоминается еще в двух Евангелиях: от Марка и от Луки. Эти книги по содержанию наиболее близки к первой.
В четвертом, последнем по хронологии, - в Евангелии от Иоанна - о Матфее не сказано ни слова. И это довольно странно, если учитывать, что Матфей, как учит христианская традиция, входит в число двенадцати самых близких учеников Иисуса, что он стал первым летописцем деятельности Иисуса и интерпретатором его учения.
Сам Матфей в одноименном Евангелии предстает перед читателем только в девятой главе, то есть уже после того, как Иисус произнес Нагорную проповедь, которая занимает в Евангелии одно из центральных мест.
Не является ли такое построение сюжета косвенным намеком на то, что Матфей - ученик Иисуса и Матфей - автор книги не есть одно и то же лицо? Может быть, неслучаен и тот факт, что у ученика Иисуса - Матфея есть еще и другое имя в евангелиях - Левий? Возможно, что это еще одно скрытое разграничение между автором и действующим лицом произведения.
Имя Матфей в переводе с еврейского означает "дар божий", что почти тождественно переводу с греческого слова "евангелие", как награда, которая дается вестнику радости.
Все эти сведения, почерпнутые из Евангелия, не укрепляют мысль о том, что автор книги - мытарь Матфей. К тому же есть и более веское обстоятельство, заставляющее усомниться в том, что бывший сборщик податей и автор - одно и то же лицо.
Евангелие от Матфея - не просто незаурядное, но чрезвычайно талантливое литературное произведение. Это признают не только компетентные христианские экзегеты (толкователи библейских текстов), но и представители других конфессий и даже убежденные атеисты.
Тщательная сюжетная разработка, блестящая стилистика, виртуозное владение текстами, вошедшими в канон Ветхого завета, - все это делает Евангелие от Матфея выдающимся литературным памятником своего времени. Мастерство, с которым написана книга, выдает опытную руку талантливого и чрезвычайно образованного писателя.
Мог ли быть таким писателем мытарь? Конечно, какой-то уровень грамотности для сборщика податей необходим. Он должен уметь считать деньги и давать отчет начальству. Если бы на тот момент, когда Иисус сказал мытарю: "Следуй за мною" - тот обладал бы таким уровнем интеллекта, который проявлен при написании Евангелия, то, без сомнения, Матфей занимал бы в иудейском обществе значительно более высокое положение. Спрос на интеллект остро ощущается в любом обществе, особенно если этот интеллект готов служить власти. А Матфей до встречи с Иисусом служил и, видимо, исправно.
На это, правда, можно возразить, что Евангелие от Матфея было написано не сразу по вознесении Иисуса. Периодом, в котором оно появилось, обычно считают годы с 60 по 68 после Р. Х., то есть обязательно до предсказанного в Евангелии разрушения римлянами иерусалимского храма. А это произошло в 70 году, во время Иудейской войны. К этой дате мы еще будем возвращаться в наших дальнейших рассуждениях.
Вполне логично предположить, что ученичество у Иисуса оказало сильнейшее воздействие на личность апостола. Да и время, прошедшее со дня вознесения Иисуса до написания книги, тоже могло быть потрачено Матфеем с большой пользой. Представить себе все это можно. Труднее поверить в такое.
Важно отметить, что сам Матфей, евангельский апостол, нигде в тексте ни единым намеком не претендует на авторство. Из анализа текста скорее следует, что он опровергает это. Так что тождественность апостола Матфея и автора Евангелия вызывает много сомнений.
Какими характерными признаками должен был обладать реальный автор Евангелия от Матфея? В первую очередь - незаурядным писательским талантом. Тогда не исключена возможность, что у этого автора есть и другие литературные произведения, из которых хотя бы часть могла дойти до нашего времени, либо под другим именем, либо анонимно.
Автор Евангелия, несомненно, был человеком высокообразованным. И по тем временам это, конечно, определяло его социальное происхождение.
Сам текст Евангелия может содержать скрытые биографические данные о человеке, написавшем его. Редко какой писатель, создавая свои произведения, не использует опыта собственной жизни, вводя его в текст в той или иной форме.
О многом может сказать и анализ отношения автора как к конкретным событиям, так и к определенным категориям людей, исповедующим ту или иную философскую систему.
Используя этот инструментарий, попробуем найти в тексте личностное отражение автора, реконструировать его портрет и, если окажется возможным, указать на реальное историчес кое лицо, наиболее соответствующее тем признакам, которые нам удастся определить.
Реконструкция портрета неизвестного автора
Читая Евангелие, нельзя не обратить внимание на одну тему, пронизывающую произведе ние насквозь, хотя в общем-то стоящую особняком от его основного направления. Это едкое, злое, граничащее с ненавистью обличение фарисеев. Евангелие переполнено крайне негативным отношением к этой философской школе. "Порождение ехидны" - не самое сильное высказывание в их адрес. Именно Евангелия сделали наименование "фарисей" нарицатель ным, употребляемым по отношению к людям, проповедующим одни нравственные принципы, но живущим по совершенно противоположным правилам.
Однако такая оценка совсем не соответствует исторической справедливости. Авторитетный для христиан писатель, Иосиф Флавий в одной из наиболее известных своих книг "Иудейские древности" так характеризует эту школу:
"Фарисеи ведут строгий образ жизни и отказываются от всяких удовольствий. Всему тому, что разум признает за благо, они следуют, считая разум лучшим охранителем во всех желаниях. Они выделяются своим почтительным отношением к людям престарелым и отнюдь не осмеливаются противоречить их предначертаниям... Они не отнимают у человека свободы его воли ... Фарисеи верят в бессмертие души, в то, что за гробом людей ожидает суд и награда за добродетель или возмездие за преступность при жизни ... Благодаря этому они имеют чрезвычайное влияние на народ ... Таким образом, отдельные общины за-свидетельствовали их добродетель, так как все были убеждены, что фарисеи на деле и на словах стремятся лишь к наиболее высокому".
Как-то не очень характеристика, даваемая фарисеям в Евангелии - "порождение ехидны" и т. д., согласуется с приведенной цитатой.
Более того, если верить автору "Иудейских древностей", а оснований не верить нет, то и взгляды фарисеев во многом совпадают с учением Иисуса. Если же учесть роль фарисеев в объединении иудейского народа при войне с римлянами и те жертвы, которые они понесли в этой войне (см. "Иудейскую войну" того же автора), то евангельское отношение к фарисеям становится совсем непонятным, необъяснимым. Непонятным, если исключить личные взаимоотношения автора Евангелия с этой школой.
Остается предположить, что по каким-то причинам, пока нам неизвестным, ненависть между писателем и фарисеями была взаимной. И писатель свел счеты с фарисеями в своем великом произведении, на тысячелетия приклеив ярлык лицемеров к последователям этой школы. Попытаемся разгадать причину этой ненависти.
Тоже нелицеприятно, хотя все же более сдержанно и уделяя этому значительно меньше места, упоминает евангелист и другую школу - саддукеев. А ведь они, судя по дошедшим до нас историческим характеристикам, должны бы вызывать у автора большее негодование.
"Саддукеи ... совершенно отрицают судьбу ... Точно так же они отрицают бессмертие души и всякое загробное воздаяние. Отношения же саддукеев между собой суровые и грубые; и даже со своими единомышленниками они обращаются, как с чужими". Такую характеристику этому философскому направлению дает все тот же Иосиф Флавий в другой своей известной книге "Иудейская война".
К этому добавим, что принципы, исповедуемые саддукеями, разделяла в основном иудейская аристократия, фарисеи же имели огромное влияние на средние и бедные слои иудейского народа, то есть на большинство населения страны.
Ведя острую полемику с фарисеями и включая в происходящие действия саддукеев, автор Евангелия не упоминает вовсе третью, не столь многочисленную, замкнутую, но хорошо известную во времена возникновения евангелий школу ессеев. А ведь именно эта школа по своей идейной направленности, по толкованию канонических книг иудаизма, вошедших впоследствии в Ветхий завет, наиболее близка взглядам, выраженным в Евангелии. Об этом свидетельствуют как упомянутые книги Иосифа Флавия, так и уже расшифрованная часть рукописей, обнаруженных в 1946 году. Они носят наименование "кумранских". Авторство этих рукописей приписывают школе ессеев. Вряд ли автор Евангелия не знал о существовании этой школы. Но по каким-то причинам не счел нужным о ней упомянуть.
Приведем широко известное высказывание из Евангелия, которое носит скорее личностный характер, нежели концептуальный: "...кесарево кесарю".
Слова эти произнесены в то время, когда Иудея была провинцией, практически колонией Римской империи. И слова эти демонстрируют авторскую лояльность к Риму.
Итак, анонимный автор Евангелия литературно талантлив, высокообразован, возможно, знатен, имеет личный конфликт с фарисеями, лоялен по отношению к Риму, принадлежит к иудейскому народу.
Кто же из оставивших след в истории обладает совокупностью перечисленных качеств?
Основной претендент
По нашему мнению, - это уже неоднократно упомянутый нами Иосиф Флавий. Известный иудейский писатель, жизнь которого во второй половине первого века христианской эпохи волею судьбы и его собственной теснейшим образом переплелась и с историей Иудеи, и с именами трех римских императоров - Веспасиана и его сыновей Тита и Домициана.
Труды Иосифа Флавия высоко почитаются отцами христианской церкви, а его мирские деяния прокляты апологетами иудаизма. Вся жизнь этого человека - интереснейший роман.
В дальнейшем мы будем оперировать данными о его жизни, собранными К. А. Ревяко и В. А. Федосиком в предисловии к книге "Иудейская война" (Минск, "Беларусь", 1991 г.) и в историческом очерке Г. Г. Генкеля "Флавий Иосиф, его жизнь и творчество" ("Иудейские древности", том 2. Москва, "Крон-Пресс", 1994 г.).
Воспитание чувств
Родился Иосиф в Иерусалиме в конце 37 года или начале 38 года. Отсюда сразу следует, что Иосиф не мог быть в числе выбранных самим Иисусом учеников, не мог лично общаться с ним. Ведь земной путь Иисуса, как учит христианская церковь, завершился в 33 году.
Происходил Иосиф из знатной еврейской семьи, принадлежавшей к иерусалимским жрецам. Настоящее его имя - Иосиф бен Маттафия (Иисеф бен Маттитиаху). По утверждению самого Иосифа, его прадед Симон был иерусалимским первосвященником, родословная же матери восходила к ранее царствовавшему в Иудее роду Хасмонеев. Отец дал Иосифу серьезное воспитание и рано приобщил его к изучению Святого Писания, в чем Иосиф добился блистательных успехов. В 14 лет он поражал стариков-книжников своей начитанностью и образованностью. Иосиф последовательно ознакомился с доктринами фарисеев, саддукеев и ессеев.
Он получил и светское образование. Правда, здесь успехи были скромнее: в зрелые годы Иосиф признавался в своем недостаточном владении греческим языком. А это был основной язык интеллектуалов Римской империи того времени.
Теперь посмотрим, насколько приведенные сведения соответствуют реконструированному нами портрету анонимного автора Евангелия от Матфея.
Иудей, аристократ, с юных лет блестяще знающий канонические книги иудаизма. Виртуозно владеет текстами Ветхого завета. В греческом языке, правда, настолько слабоват, что свою "Иудейскую войну" написал сначала на арамейском, а потом уже, не без помощи других, издал на греческом.
А на каком языке написаны Евангелия? Посмотрим комментарии к "Толковой Библии".
"Греческий язык, на котором написана книга Нового завета, это не тот классический греческий язык, на котором писали прирожденные греческие писатели ... в него вошли многие арамеизмы ..."
Вновь вернемся к биографии Иосифа, который пока еще не стал Флавием. Он увлекся учением ессеев, удалился в пустыню, там его учителем стал аскет Банус. Три года прошло в подготовке к вступлению в сообщество ессеев.
Однако по каким-то причинам - объяснения этому в книгах Флавия нет - его посвящение в эту школу не состоялось. Он ушел и примкнул к фарисеям.
Попробуем найти хотя бы какие-то намеки на это важное в жизни писателя событие в текстах Евангелия от Матфея.
Иосиф хорошо ознакомился с философскими доктринами ессеев, с их взглядами на повседневную жизнь, этическими принципами. Он сохранил любовь и уважение к этой школе до конца жизни.
Одной же из причин, помешавших молодому аристократу связать свою жизнь с почитаемой им школой, может быть та, которая приведена в Евангелии:
"... некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне добраго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Он же сказал ему ... Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ... не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать, и : люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение". (Мф. 19, 16-22.)
Если предположить, что этот текст носит для его автора личностный характер, тогда многое объясняется.
Да, он всегда стремился выполнять ветхозаветные десять заповедей. Но принять условия ессеев, необходимые для вступления в их школу, отказаться полностью от личного имущества было выше его сил. "Трудно богатому войти в Царство Небесное".
Еще одной причиной могла быть полная замкнутость адептов этой школы. А Иосиф, по свойствам его характера, был склонен к общественной деятельности. Этими причинами, вероятнее всего, и объясняется его отход к фарисеям.
В 63 году (по другим данным - в 60 году) юноша Иосиф в числе влиятельной депутации отправился с ответственной миссией в Рим, к императору Нерону. Эта поездка повлияла на всю его последующую жизнь. Он преисполнился убеждением в величии и непобедимости Рима. Может быть, именно тогда и зародилось евангельское: "... кесарево кесарю".
После возвращения из Рима Иосиф при поддержке фарисеев занял видное положение в иудейском обществе, влияние его становилось все заметнее.
Грех Иосифа
Резкие перемены в жизни писателя связаны с начавшейся в 66 году Иудейской войной. Иосиф, несмотря на то, что он был противником войны с Римом, так как считал, что иудеи в ней обречены на поражение, подчинился решению фарисейского руководства и принял на себя военное управление Галилеей. Его военная деятельность, последующий переход на сторону римлян, взаимоотношения с римским полководцем, который вскоре стал императором Веспасианом, и с его сыном, также сначала полководцем, а в будущем императором Титом, роль и участие Иосифа в осаде Иерусалима - все это подробно описано в книге "Иудейская война".
С переходом Иосифа на сторону римлян совершенно изменились его взаимоотношения с фарисеями. Даже после его смерти фарисеи не простили ему этого предательства.
Имя Иосиф Флавий (а Флавий - это родовое имя Веспасиана) Иосиф принял вскоре после перехода на сторону римлян. Фарисеи проклинали это имя везде и всегда. Учитывая влияние фарисеев, можно предположить, что такое отношение поддерживало и большинство иудейского общества.
Иосифу уже никогда не удастся восстановить былые отношения со своим народом. И в этом он винил фарисеев. Видимо, поэтому, давая высокую этическую оценку этой школе в подписанных своим именем произведениях, Иосиф попытался морально уничтожить своих врагов в анонимном Евангелии. Удар был точен, несправедлив и жесток.
Но, конечно, это не было основной целью написания Евангелия, а сделано, скорее всего, попутно.
Искупление
В Риме Иосиф прожил более 25 лет. Здесь протекала вся его литературная деятельность. Занимая высокое положение при дворе императора Веспасиана, а затем императоров Тита и Домициана, он получил доступ к знаменитым римским библиотекам.
Его личный, внутренний конфликт, связанный с предательством своего народа во время Иудейской войны, не давал покоя писателю до конца его дней. Его желание примирить Рим с Иудеей, восстановить личные отношения со своим народом, видимо, было одним из основных мотивов написания книг.
Между 75 и 79 годами появилось первое сочинение Иосифа Флавия, которое многие считают лучшим из всех его творений. Оно описывает Иудейскую войну, участником которой был автор, а также освещает историю еврейского народа со 175 года до Р. Х. В этой книге охвачена эпоха в 246 лет (175 г. до Р. Х. - 72 г. после Р. Х.).
Основные цели, которые преследовал автор, можно сформулировать так:
- ознакомить римлян с ближней историей еврейского народа и тем самым вызвать уважение к его истории, культуре и традициям;
- показать римлянам мужество, самоотверженность и бесстрашие евреев, проявленные в этой войне; тем самым существенно повысить мнение о мужестве и военном таланте римских легионов и их военачальников;
- убедить еврейский народ в том, что жестокое поражение в этой войне, разрушение Иерусалима и священного храма - это справедливая Божья кара за прегрешения всего народа.
Первых двух целей писатель достиг. Книга в Риме была встречена с восторгом. С реализаци ей третьей цели дело обстояло труднее. Иудеи не хотели ни видеть, ни слушать Иосифа. Их нападки на него не прекращались и после выхода книги.
Работая над книгой о войне, Иосиф уже задумал вторую книгу, также адресованную в основном римлянам. Цель этого труда писатель сформулировал в предисловии к нему:
"Уже раньше, когда я описывал войну, я подумывал, не показать ли, кто такие по своему происхождению иудеи, каким превратностям судьбы они подвергались, какой законодатель воспитал в них стремление к благочестию и побуждал их развивать в себе добродетель, какие войны вели они в продолжительный период своего существования и как они, против своего собственного желания, впутались в последнюю войну с римлянами".
Эта книга, под названием "Иудейские древности", вышла в свет около 94 года и также имела огромный успех в Риме. Большая часть этого труда посвящена толкованию для римлян малознакомой им иудейской религии.
Иосиф писал свои произведения о иудейской истории и религии для римлян. Однако трудно себе представить, чтобы писатель, остро до конца дней своих осознававший вину перед своим народом, не мечтал о создании произведения (или произведений), адресованного евреям. При этом он понимал, что книги, подписанные его проклятым на родине именем, не дойдут до своего читателя. Возможность встречи с еврейским читателем оставалась только одна - анонимность.
Познания Иосифа в истории и религии еврейского народа были обширны и глубоки. Он хорошо ориентировался в философских направлениях различных религиозных школ. И при этом не мог не осознавать, что для основной части иудеев, из-за низкого уровня образования или просто - неграмотности, религиозная культура либо вовсе была недоступна, либо доходила до них в интерпретации священников, книжников, адептов школ различного направления. И те преследовали при этом какие-либо свои утилитарные цели.
Начиная работу над Евангелием от Матфея, автор, безусловно, ставил перед собой задачу написать произведение, не противоречащее книгам канона, отражающее их дух, краткое по изложению и доступное по содержанию. В толковании канонических текстов автор придерживался синтетической концепции двух наиболее близких ему по взглядам школ - ессеев и фарисеев. Однако взаимная ненависть автора и фарисеев привела к тому, что фарисеи - не школа, а ее представители - выведены в Евангелии в облике лицемеров, начетчиков и подлецов.
Создав свой труд, писатель достиг и еще одной цели - он лишил фарисеев монополии на знание и толкование иудейской религии, сделал ее доступной для многих. И это был сильный удар по влиятельной школе.
В Евангелии, видимо, есть немало мест, которые можно считать как-либо связанными с жизнью и творчеством Иосифа Флавия. Конечно, если принять версию о его авторстве.
Вот одно из таких мест. В "Иудейской войне" автор реконструирует речь вождя защитников последней крепости Иудеи, еще не павшей перед римлянами. Эта крепость - Мосад, вождь обороняющихся - Элеазар. Он обращается к защитникам крепости, потому что понимает невозможность продолжать сопротивление. Это призыв к добровольному принятию смерти вместо позорного плена. Как известно, взяв Мосад, римляне обнаружили всех ее защитников мертвыми. Они предпочли плену смерть. История защитников Мосада и до сегодняшнего дня - это предмет гордости народа Израиля.
Естественно, что никто не мог передать автору "Иудейской войны", тем более с такими подробностями, содержание этой речи. Следовательно, автор вложил в уста Элеазара собственные мысли и чувства.
В этой речи есть такие слова:
"Но если мы нуждаемся в чужих примерах, так взглянем на индусов, у которых можно научиться мудрости. Эти благородные мужи переносят земную жизнь нехотя, как отбытие какой-нибудь повинности в природе, и спешат развязать душу с телом. Без горя, без нужды, а только из страстного влечения к бессмертному бытию они возвещают другим, что намерены уйти от этого мира. Никто не препятствует, напротив, каждый считает их счастливыми и дает им поручения к умершим родственникам. Так твердо и незыблемо веруют они в общность жизни душ".
Отметим, что в приведенном отрывке речь идет не о самоубийстве (защитники крепости Мосад тоже ушли из жизни, не применяя самоубийства).
Автор "Иудейской войны" был хорошо знаком с религиозными учениями Индии, основные из которых базируются на древних философских трактатах, известных под общим названием "Упанишады".
И в Евангелии от Матфея есть почти дословное совпадение с текстом одной из упанишад, записанных за несколько веков до Рождества Христова.
Сравним.
В Катха упанишаде (1-я часть, 2-й раздел, 5-й стих):
"Блуждают, скитаются дураки, словно слепцы, ведомые слепцом".
В Евангелии от Матфея (глава 15, стих 14):
"Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму".
Ну и в качестве еще одного аргумента за то, что Иосиф Флавий и автор Евангелия от Матфея - одно и то же лицо, сошлемся на сохранившиеся указания, что Флавий задумал произведения, посвященные религиозно-философским вопросам, собирался посвятить четыре книги выяснению "Сущности Предвечного". Однако исследователи творчества Иосифа Флавия считают, что этих книг он не писал.
А может быть, все-таки написал?! Самым сильным аргументом против этого можно считать мнение христианской традиции, где говорится, что Евангелие от Матфея было написано до 70 года, до разрушения храма, которое Евангелие предсказывает.
Гипотеза, которую мы здесь изложили, в большой степени основывается на том, что это Евангелие, скорее всего, было написано между изданием "Иудейской войны" и выходом в свет "Иудейских древностей", то есть в период между 74-75 и 94-95 годами.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что в "Иудейской войне" нет упоминания об Иисусе, а в "Иудейских древностях" хоть одним абзацем, но есть.
Иосиф, родившийся на несколько десятилетий позднее событий, описанных в Евангелии, мог знать о них от отца, от ессеев, из сохранившихся преданий и записать их, привнеся, конечно, что-то свое, авторское, индивидуальное. Почти все древние религиозно-философс кие произведения, дошедшие до нас, создавались таким путем.
Исторические события в таких произведениях служат только фоном, на котором легче осмыслить вроде бы простые, но извечные истины.
Чудеса, явленные в этих книгах, дают возможность верующему укрепиться в вере, а ищущему истину - задуматься над более глубоким их смыслом.
В заключение остается сказать, что при отсутствии реальных доказательств об авторстве Евангелия версия всегда остается только версией, как бы логично она ни была построена.
Впрочем, миф о написании Евангелия близким учеником Иисуса, апостолом Матфеем, тоже только версия, хотя и освященная христианской традицией.
Самое же главное в том, что такие произведения, как Евангелие от Матфея, а их не так много, проходят сквозь эпохи и поколения. При этом значение их не уменьшается, а скорее возрастает по мере накопления человечеством материальных знаний. Ничто не дается даром: за извлеченные из Природы материальные тайны человечество расплачивается духовным оскудением. Мы часто не осознаем, а скорее интуитивно ощущаем эти духовные потери, и тогда вновь начинаем открывать для себя вечные истины, заложенные в великих произведениях. Достойное место среди них занимает Евангелие от Матфея.