Жили когда-то три брата. У них был один-единственный конь. Однажды они проснулись, и младший брат говорит:
— Нашего коня украли. Средний брат говорит:
— Скорее пойдем по следам. Старший брат говорит:
— Не надо спешить. Давайте сначала сварим чай, попьем, подумаем.
Они сварили чай, попили, подумали.
— Нашего коня увели на ту сторону реки,— сказал старший брат.
— Нашего коня увел человек из белой юрты, которая стоит на той стороне реки,— сказал средний.
— Нашего коня увел человек, которого зовут Оодежик,— сказал младший брат.
Втроем они пришли к Оодежику.
— Ты украл нашего коня. Отдавай!— скаеали ®ни.
— Как вы докажете, что я украл вашего коня? Где ваши свидетели?
— У нас нет свидетелей, мы это сами поняли,— ответили братья.
— Ну, а если вы такие находчивые и наблюдательные, то давайте я что-нибудь спрячу, а вы найдите.
Братья вышли из юрты. Оодежик поймал паука и спрятал под коврик.
— Входите!— крикнул он. Братья вошли.
— Вы что-то спрятали под коврик,— сказал старший брат.
— Что-то с длинными лапками,— сказал средний.
— Это паук!— сказал младший брат.
— Я вам не верю. Вы, наверное, подсмотрели. Давайте снова. Уйдите подальше в степь,— сказал Оодежик.
Братья отошли далеко от юрты. Оодежик спрятал в сундук ягодку шиповника.
— Идите сюда!— крикнул он братьям. Братья вошли.
— Вы что-то спрятали в сундук,— сказал старший брат.
— Что-то из ягод,— сказал средний.
— Это шиповник,— сказал младший брат. Оодежик решил, что ето необыкновенные люди,
ссориться с ними нельзя. И привел украденного коня. Братья сели на него втроем и поехали по степи. На берегу реки они увидели следы.
— Колесо у телеги сломано,— сказал старший брат.
— Верблюд у них слепой, а конь — короткохвостый,— сказал средний.
— У хозяина одна дочь, а жена его беременна,— сказал младший брат.
Скоро они догнали кочевников. Хозяин отстал. Братья поравнялись с ним.
— Колесо у твоей телеги сломано, верблюд слепой, у тебя одна дочь, а жена — беременна,— сказали они.
Хозяин удивился.
— Все верно,— сказал он.— Откуда вы узнали?
— Мы посмотрели на следы,— ответили братья. Хозяин угостил их чаем. Братья поехали дальше.
И приехали в ханский аал. Они вошли в юрту к хану.
— Кто вы такие, где живете?— спросил хан.
— У нас нет аала,— сказал старший брат.
— Мы странствуем на своем единственном коне,— сказал средний.
— Увидели ваш аал и заехали переночевать,— сказал младший брат.
— Рядом есть пустая юрта,— сказал хан.— Поешьте там и переночуйте.
Братья пришли в юрту. Их угостили мясом и ара-кой. Хан послал свою шивишкин к юрте, чтобы она послушала, о чем будут говорить братья.
— Вы думаете, нас принимал хан? Нет, мы кланялись простому человеку,— сказал старший брат.
— Вы думаете, нас угощали аракой? Нет, мы пили воду,— сказал средний.
— Вы думаете, нам давали баранину? Нет, мы ели собачье мясо,— сказал младший брат.
Шивишкин все донесла хану.
— Голодные бродяги!— закричал хан.— Они были рядом со смертью, я их накормил, напоил, а теперь они ругают мое угощение да еще называют меня простым человеком! Я прикажу отрубить им головы!— Но потом он подумал и решил сначала спросить у матери: а вдруг правы зти братья.
Он пришел к матери.
— Мать, ведь эти братья кланялись хану, а говорят — простому человеку. Почему они так говорят?
— Хан, мой муж, надолго уезжал в тайгу. Твой отец — простой человек. Потому они так говорят,— ответила мать.
— Но ведь угощал я их бараниной! А они говорят — собачьим мясом. Почему они так говорят?
— В прошлом году весной пала овца. Ее маленького ягненка пустили к собаке, и она его выкормила. Это был тот самый барашек, выкормленный собачьим молоком. Потому они так говорят.
— Но ведь пили-то они араку! А говорят — воду. Почему они так говорят?
— Араку, которую давали братьям, варили зимой. На чашку клали лед. И лед попал в араку. Потому они так говорят.
Хан удивился и сказал:
— Это не простые братья. Это — братья, которые видят правду.
Он приказал угостить их и проводить с почестями. Братья сели втроем на единственного коня и поехали странствовать по степи.