Как говорят психиатры, отклонения есть у любого человека – а психическая норма является лишь неким абстрактным измерением, чем-то сродни средней температуре по больнице.
Может быть. Во всяком случае, именно наличие психических и психологических отклонений от воображаемой нормы и создают неповторимый внутренний мир каждого человека. При этом сами врачи далеко не всегда способны определить, где заканчиваются чудачества цивилизованных Маугли из каменных джунглей и начинается психопатология, опасная для общества.
Между тем, специалисты по разного рода психотехникам отлично знают, что любого человека можно, с помощью определенных и не всегда таких уж сложных манипуляций, превратить в совершенно безумное существо. Все-таки у большинства современных европейцев в голове находится сравнительно одинаковый набор стереотипов, базовых жизненных ценностей, понятий и предрассудков – что позволяет легко прогнозировать и программировать те или иные реакции.
Проверить эту сентенцию несложно – достаточно любому встречному мужчине пролетарской наружности сказать с некоторой долей экспрессии слово "козел", либо отпустить замечание незнакомой женщине относительно размеров ее филейных частей. К сожалению для современного горожанина, он живет в мире постоянных стрессов, а потому о его психической устойчивости можно лишь мечтать.
Речь, однако, пойдет отнюдь не о НЛП или, прости господи, каком-нибудь пикапе. Речь о религии.
Почему одни люди, что называется, "ударяются" в ту или иную религию, а другие остаются на позициях жесткого атеизма или агностицизма? Причем, наблюдая со стороны за этим процессом, кажется, что никаких предпосылок для "обращения" неофита вроде бы нет и не было – а, смотришь, уже бегает на утренние службы, либо вообще бросил семью, живет в некой общине и занимается какими-то странными обрядами.
Мы сознательно не делаем в данном случае различия между так называемыми "традиционными" религиями и разнообразными сектами – ибо с точки зрения закона все религиозные конфессии равны, а с точки зрения рассматриваемой психологической сущности человека – тем более.
На самом деле предпосылки для любого изменения образа жизни, конечно, есть. В том числе и для "ухода" в религию. И, как правило, зреют они именно в той самой голове – хотя причины, вызывающие их, всегда находятся снаружи.
В иерархии базовых ценностей любого человека на первое место принято ставить еду, питье, отдых, движение, секс. На самом деле же человек способен пожертвовать практически всем ради ощущения психического комфорта. Именно ощущение психического комфорта – это то, что радикально отличает человека от животных, и это – то, с помощью чего человеком можно манипулировать.
Безусловно, на эффект психологического комфорта влияет не только высшая нервная деятельность – хотя без нее тоже не обошлось – но и всевозможные эндорфины, инстинктивное чувство опасности при попадании в незнакомую среду, и, напротив, чувство защищенности в окружении единомышленников.
Именно чувство психологического комфорта лежит в основе и влюбленности, и привязанностей к человеку, сообществу и работе. Это чувство ведет подростка в дворовую компанию, в которой он получает свою личную, обусловленную индивидуальными особенностями ступень в иерархии – чего никогда не получит в семье. Это чувство привязывает мужчину к женщине, если от нее он слышит те комплименты, которые никогда не слышал ни от кого другого. Это чувство заставляет людей преодолевать любое другое чувство – даже такое мощное, как лень – и менять весь свой образ жизни.
Не секрет, что существуют способы заставить человека почувствовать психологический комфорт. Этим пользуются многие – если не все - религиозные конфессии, привлекающие неофитов. Тем же самым пользуется и упомянутое НЛП, и любой талантливый оратор, и способный менеджер по продажам. Религия в данном случае выступает в роли того самого пресловутого опиума, дающего иллюзию – но для современного человека это, конечно, совсем не та иллюзия мифической загробной жизни, на которую "велись" наши предки пару-тройку веков назад.
Как уже было сказано выше, современный – а в особенности городской – человек живет в условиях постоянного стресса, нервного напряжения и зачастую стабильного отсутствия того самого психологического комфорта. Априори предполагаемый комфорт в семье, к сожалению, слишком часто сменяется если не своей противоположностью, то, как минимум, отсутствием всяких чувств. Происходит это вследствие массы причин – но в первую очередь потому, что получение психологического комфорта в семье требует соответствующей отдачи от каждого из членов семьи, на что, как правило, ни у кого не хватает ни сил, ни желания, ни времени, ни – самое главное – понимания происходящего. Комфорт на работе для большинства людей также практически невозможен – а если и возможен, то очень быстро превращает человека в фанатика в японском стиле, однобоко развитого трудоголика, лишенного банальных радостей жизни и еще более усугубляющего разрыв с семьей, друзьями и всем обществом.
В поисках утерянного рая – то есть иллюзии психологического комфорта – люди кидаются в разного рода эрзац-развлечения, и хорошо, если этими развлечениями становится безобидная рыбалка, охота, шахматы или чуть менее безобидный спортивный секс. В большинстве же случаев дело доходит до систематического алкоголизма, наркомании, соматической депрессии, а в клинических случаях – и до реально опасных развлечений на грани закона и психической патологии.
На все эти внутренние проблемы накладываются и естественные физиологические коллизии – такие, как известные кризисы среднего возраста, подростковые "ломки" и прочие климаксы. В результате внутренняя дестабилизация человека постоянно растет – а вместе с ней растет и потребность в возврате психического комфорта.
Специалистам известно, как легко "ломаются" с виду устойчивые, стабильные и преуспевающие мужчины среднего возраста на банальных приемах постпубертатных девиц. Именно мужчины, у которых психические проблемы усугублены постоянной необходимостью доказательства собственной значимости, легко "ведутся" на самые примитивные комплименты, реверансы и нестандартные методы общения. Эта "ломка" тем проще, чем более высокий уровень на социальной лестнице занимает человек – так как тем самым он несет больший груз ответственности, испытывает большие стрессы и нуждается в большем комфорте.
Большинство людей, так или иначе, с большей или меньшей степенью напряжения, справляется с этими проблемами – правда, зачастую оставляя след из брошенных детей, расколотых семей, рухнувших карьер. Меньшую, но, тем не менее, весьма значительную, часть людей подобные проблемы способны вывести за грань психической нормы. И тогда – открывается широкий простор для бытовых убийств и самоубийств, наркомании, запойного пьянства, сексуального насилия и прочих эксцессов.
И вот тут в дело вступают религиозные конфессии. Практически любая – будь то секта или официальная церковь - религиозная группа способна дать ощущение психологического комфорта для каждого человека, находящегося в состоянии кризиса. Безусловно, община – будем для простоты называть этим словом все религиозные организации – имеет свой интерес в привлечении неофита, причем, вопреки распространяемым домыслам, это далеко не всегда материальный интерес. Только самые примитивные религиозные группы рассчитывают получить от своих приверженцев немедленный доход, выраженный конкретными цифрами. Все нормальные религиозные конфессии – в том числе и ислам, и христианство, и более мелкие деноминации – знают, что впереди у них вечность, а победа на идейном фронте в этой вечности означает гораздо больше, чем быстрый материальный доход.
Попадая в общину, человек становится перед выбором – либо стать ее частью, вписавшись в сообщество и получив в обмен тот самый психологический комфорт, либо разочароваться и уйти. Случаи принудительного "втягивания" людей в религиозные общины, которые столь любят приводить для оправдания своих действий разного рода "сектоборцы", на самом деле единичны или сомнительны. Как правило, на психически устойчивого человека навязчивая религиозная пропаганда не действует – либо вообще отталкивает. Действует она лишь на людей, внутренне готовых к ней, людей, потерявших связь с внешним миром, готовых отказаться от ставших недоступными жизненных ценностей в пользу иллюзий – но иллюзий, несущих психический комфорт.
Вот таких случаев – более чем достаточно. Люди отчаявшиеся, потерявшие веру в жизнь и себя, лишившиеся близких, или работы, или денег, или разочаровавшиеся в идеалах – все они, находясь на грани, получают утешение в религии. Разнообразие религиозных деноминаций лишь улучшает общую ситуацию, так как каждый способен найти себе утешение в соответствии со своими запросами, потребностями и уровнем интеллекта.
Любопытно, однако, что каждый подобный "уход" в религию вызывает, как правило, бурный протест – или как минимум недоумение – со стороны родственников и знакомых ушедшего. И это естественно, так как нарастание внутреннего кризиса человека происходит на фоне традиционного быта и не всегда заметно, вникать же в самую душу даже близкого человека мало у кого находится время и желание. А потому "уход"- в секту ли, или в монастырь – всегда происходит внезапно, неизбежно вызывая волну домыслов и слухов о неких "психотехниках", "зомбировании" и "программировании" со стороны общины. Слухи эти активно поддерживаются всеми стратегическими конкурентами данной общины – ибо борьба за души, под каким бы она соусом не подавалась, всегда является конечной целью любой религии.
Немаловажно в описываемых ситуациях и то, что, чаще всего, в атмосферу духовного кризиса густо подмешаны самые меркантильные интересы. Как правило, человек, получивший полноценный психологический комфорт в религиозной группе, прекращает заботиться о материальной стороне жизни и легко расстается с накопленными богатствами. Далеко не всегда это происходит по наихудшему сценарию: все-таки передача квартиры и всего имущества в пользу общины скорее относится к области ненаучной фантастики, чем к рядовой практике. Однако даже если человек и решает пожертвовать собственный дом своей религиозной общине – это является его личным делом. Во все времена люди, уходя из этого мира на тот свет или в монастырь, завещали свое имущество либо бедным, либо монастырям, и это считалось естественной практикой. На самом же деле чаще всего какая-то часть имущества жертвуется неофитом или самой общиной в пользу нуждающихся – так как практически все религиозные конфессии исповедуют необходимость милосердия в пользу бедных.
Но именно такие пожертвования и вызывают крайнюю степень негодования у родственников – безусловно, рассчитывавших самим получить это самое имущество. К сожалению, на фоне безудержного роста потребительских наклонностей в российском обществе растет и уровень мещанской мелочности и жадности, что приводит к совершенно гротескному уровню взаимоотношений даже между близкими – или когда-то близкими – людьми. Факт же остается фактом – почти все громкие дела о вовлечении людей в секту инициированы оскорбленными женами, свекровями, племянниками или просто сослуживцами, которые восприняли уход в общину еще вчера всеми игнорируемого, а то и напрямую угнетаемого и презираемого человека - как факт преступления если не против человечества, то против их собственных взглядов на жизнь. Как правило, именно в этих случаях на свет божий появляются разнообразные страшилки из жизни сект, причем доморощенные "сектоведы" старательно валят в кучу и православное сектантство, насчитывающее сотни лет, и неоиндуизм, и газовую атаку Аум Синри-ке.
В вопросе ухода человека в общину неизбежно возникает вопрос цены. В самом деле, что лучше – чтобы человек, находящийся на грани психического срыва, полез в петлю, купил дозу героина, ушел в многомесячный запой, или чтобы он бросил семью и детей и ушел в религию? В большинстве случаев ответ очевиден. По крайней мере для разумного человека. При этом уход в действующий православный монастырь, который обществом почитается если и не идеальным, то, по крайней мере, менее осуждаемым вариантом религиозного ухода, оказывается и наиболее редким. Повальное же "воцерковление" в последнее время пошло на убыль, поскольку было связано в первую очередь не с рассматриваемым нами кризисным состоянием человека, а с обычной, хотя и тщательно поддерживаемой властями всех уровней модой. Что же касается разрешения личного кризиса, то, конечно, для многих в современной российской реальности вариант ухода просто "под сень" РПЦ кажется более безопасным, чем уход в "мусульмане", "синагогу", "сектанты" – но, к сожалению, РПЦ является общиной чрезмерно догматичной, неповоротливой и безразличной к судьбе отдельного человека. Священник РПЦ не будет месяцами выхаживать бедолагу, находящегося на грани нервного срыва, не поведет к себе домой, не уложит спать и не расскажет на ночь сказку. А вот иеговисты или адвентисты это сделают. И даже сделают больше. Хотя, само собой, некоторых людей вполне устраивает и РПЦ – благо "уход" в РПЦ не вызывает практически никакого отторжения у близких, так как не сопровождается резкой сменой образа жизни. Смена произойдет – человек так или иначе перенесет свои надежды и привязанности с семьи на объект своего культа; но РПЦ не предоставит ему возможности покинуть семью физически, поскольку православные монастыри – заведения достаточно закрытые и своеобразные, не каждому там будет комфортно. Вот для таких семей и сохранится хотя бы видимость благополучия при утрате духовной общности – а многие ли сегодня претендуют на большее?
Таким образом, практически любая религиозная конфессия выступает своеобразным "спасательным кругом" для психологически проблемных членов общества, для людей, готовых выйти за грань психической нормы. Религия в современном обществе – это аналог пограничного отделения психбольницы – с той лишь разницей, что "доктора" в этой больнице работают не за зарплату, и к ним не нужно выписывать направление. Нормальному же человеку попадание даже в самую настойчиво пропагандирующую свои услуги секту не грозит практически ничем – если человек на самом деле нормален, если у него внутри не зреет долгие годы внутренний протест против всего окружающего мира.
Доказательством сравнительной (в масштабе человечества) безопасности религиозных общин любого вида служит вся история современной цивилизации. Не секрет, что на переломных моментах истории любого государства резко растет и число разного рода ересей и сект. Это естественно – спрос порождает предложение, социальные взрывы дестабилизируют психику человека и приводят его в неуравновешенное состояние духа. Именно такая картина наблюдалась в России на грани 1990-1991 годов, когда рост числа общин превысил все разумные пределы. В то время "сектоведы" из РПЦ поторопились объяснить рост сектантства неким "западным" влиянием, совершенно не позаботившись обосновать, куда девалось это влияние буквально спустя четыре-пять лет.
Тем не менее, никогда за всю историю человечества, при нормальном развитии общества, число приверженцев маргинальных религиозных общин не превосходило некоего минимума. Именно того минимума, который необходим для работы "пограничного отделения". Речь не идет, само собой, об эпохах радикальных религиозных преобразований наподобие Реформации или катарских войн – это особые страницы истории, имеющие под собой совершенно иные причины.
Не будь в современном обществе религии – ее пришлось бы создать, иначе она заменяется другими эрзацами душевного комфорта. Такими, в частности, как алкоголь и наркотики – да и не только ими. Собственно, ее многие и сейчас подменяют – но это происходит лишь в силу косности и убожества самой религиозной идеи, мало приемлемой для современного образованного человека. Любопытно другое: религия умрет только тогда, когда человечество найдет для себя другое, принципиально новое, "пограничное отделение". Слово лишь за его создателями...
Контакт с автором: [email protected]