Cайт является помещением библиотеки. Все тексты в библиотеке предназначены для ознакомительного чтения.

Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

Карта сайта

Все книги

Случайная

Разделы

Авторы

Новинки

Подборки

По оценкам

По популярности

По авторам

Рейтинг@Mail.ru

Flag Counter

История
Шнеер Арон Ильич
Евреи Латвии на пороге нового века. Краткий обзор

    Последнее десятилетие прошлого века для Латвии, впрочем, как и для большинства бывших советских республик, было временем становления национальной независимости.

       Однако в 20 веке лишь республики Прибалтики: Латвия Литва и Эстония обладали уникальным 20-летним опытом независимого развития, прерваным советской оккупацией в июне 1940 г. Последующая немецкая, а затем с 1944 г. вновь советская оккупации так и не смогли заставить народы Прибалтики отказаться от мечты о независимом государстве.

       В годы резких политических перемен 80-х годов, прошедших в СССР, эти мечты стали обретать реальные очертания. 1988 г. стал годом нового национального пробуждения латышского народа, что привело к образованию Народного фронта Латвии и активной борьбе за демократизацию Латвии и очередному этапу возрождения латышской национальной культуры.

       Однако помимо латышей в Латвии проживали и проживают десятки других национальностей, которые тоже в полной мере испытали на себе невелирующую политику коммунистического строя, стремившегося превратить все народы, населявшие СССР, в "новую историческую общность - советский народ". Все эти национальные группы хотели быть самостоятельными и играть свою роль и жить своей национальной жизнью.

       Наиболее пострадавшие от советской национальной политики евреи организовались быстрее других. Уже летом 1988 г. инициативная группа заявила о создании Латвийского общества еврейской культуры (ЛОЕК), учредительный съезд которого состоялся в ноябре того же года.

       1 сентября 1989 г. в Риге открылась первая не только в Латвии, но и территории бывшего СССР, Рижская еврейская средняя школа.

       За прошедшее десятилетие окрепла и увеличила свое влияние Рижская еврейская религиозная община под руководством главного раввина Натана Баркана.

       Сегодня в Латвии существуют и действуют 8 городских еврейских общин. Рижская, объединяющая около 9000 евреев жителей Риги. Работают общины в городах: Даугавпилс, Екабпилс, Елгава, Лиепая, Лудза, Резекне, Вентспилс. К сожалению, в этих общинах насчитывается всего от нескольких десятков до нескольких сотен евреев.

       Кроме того, в Латвии действуют следующие еврейские организации и учреждения:

       Рижская больница общества "Бикур холим",

       Музей и документационный центр истории "Евреи в Латвии",

       Латвийское общество бывших заключенных гетто и концентрационных лагерей "Жертвы еврейского геноцида в Латвии" (ЖЕГЛ),

       Союз еврейской молодежи Латвии,

       Латвийская ассоциация евреев - ветеранов войны,

       Группа евреев, репрессированных в годы советской власти,

       Отдел социологических исследований,

       Спортивное общество "Маккаби",

       Объединение милосердия "Вицо-рехамим",

       Центр культуры Рижской еврейской общины,

       Фонд им. Дубина "Шамир".

       По признанию самих латвийских социологов, "евреи наиболее организованное меньшинство Латвии".

       Государственного антисемитизма в Латвии нет. Еще в 1990 г. Верховный Совет Латвии принял Декларацию о недопустимости геноцида и антисемитизма. Установлен день Памяти жертв Катастрофы в Латвии - 4 июля. В тот день в 1941 г. в Риге местными убийцами была сожжена Хоральная синагога вместе с несколькими сотнями загнанных туда евреев. С 1995 г. в день Памяти жертв геноцида евреев Латвии в республике вывешиваются государственные флаги с траурными лентами, и проводится официальная церемония у мемориала на месте сожженой синагоги.

       Однако в Латвии есть право-радикальные движения, чей национализм обращен против всех инородцев, в первую очередь против русского и русскоязычного населения. Большая часть, проживающих в Латвии евреев, приехала в республику после войны и не владеет латышским языком. Эти евреи не получили латышского гражданства. Таким образом, они относятся к дисриминируемому русскоязычному населению.

       Гражданами Латвии в 2000 г. являлись 54,2% проживающих в Латвии евреев. Однако тема антисемитизма в Латвии требует отдельного разговора.

       Евреи покидают Латвию. Если в 1989 г. в Латвии проживали 22 900 евреев, то в марте 2000 г. по сведениям Центрального статистического бюро Латвии в республике проживали 10 275 евреев. Основная масса евреев покинула Латвию в период 1989-1994 гг. За эти пять лет Латвию покинули 8842 человека. Основной мотив миграции возвращение на свою этническую родину в Израиль, или объединение с родственниками в разных странах.

       Репатриацию и эмиграцию стимулируют не только внутренняя политика, но и переживаемые экономические трудности, связанные с глобальными изменениями структуры хозяйства и науки Латвии. Большинство крупных предприятий, исследовательских центров, работавших на ранее существовавший всесоюзный рынок, закрыты. Поэтому из республики уезжают те, кто видит значительно большие перспективы устройства для себя в других странах.

       Можно предположить, что еврейская община Латвии превратится в очень немногочисленную общинц в следствие продолжающегося и сегодня пусть и незначительного процесса эмиграции в другие страны мира, а также репатриации в Израиль.

       Община продолжит существование по примеру небольших еврейских общин.к примеру, Скандинавских, живущих в условиях демократического государства, уживаясь с вечным спутником евреев - антисемитизмом.

Число просмотров текста: 5514; в день: 0.94

Средняя оценка: Хорошо
Голосовало: 9 человек

Оцените этот текст:

Разработка: © Творческая группа "Экватор", 2011-2014

Версия системы: 1.0

Связаться с разработчиками: [email protected]

Генератор sitemap

0