Германские фашисты широко используют религиозные организации для укрепления своих позиций в «третьей империи» и за ее пределами, в частности для шпионско-диверсионной работы в тех странах, которые являются объектом агрессии германского фашизма.
Союз фашистской охранки (гестапо) и военной разведки с представителями религиозных организаций основан на многолетнем опыте агентурно-шпионской деятельности церковников, всегда помогавших помещикам к капиталистам в осуществлении их планов.
В эпоху мировой империалистической войны 1914—1918 гг. религиозная агентура германской военщины действовала в ряде стран и в частности в Италии и в США. Используя секретную церковную агентуру, германская военная разведка пыталась задержать вступление Италии и США в войну на стороне Антанты. В случае победы Германии и ее союзников папе были обещаны 300 млн. марок, часть Рима на левом берегу Тибра с береговой полосой вплоть до моря и восстановление светской власти папы. Переговоры с папой вел видный деятель католической партии центра Эрцбергер, доверенное лицо германской военщины, получивший 30 млн. марок на подкупы, агитацию и создание зарубежной агентуры германских империалистов. За годы войны в кассу папы германское правительство передало 18 млн. марок.
Баварский кардинал Герлях (один из четырех личных секретарей лапы) занимался шпионажем в пользу Германии. Впоследствии Герлях был арестован итальянским правительством, и ему угрожали каторжные работы. Герляха спасло лишь заступничество папы Бенедикта XV, подкупленного немецким золотом.
Руководителем шпионско-диверсионной деятельности в США был один из виднейших представителей германского католицизма—фон Папен, впоследствии награжденный папой Пием XI особым орденом. С его благословения разведчик германского генерального штаба капитан фон Ринтелен приобрел у химика Шееле изобретение для поджога пароходов, отвозивших различные грузы и военное снаряжение из США в Европу. При помощи этого изобретения фон Ринтелен и его агенты уничтожили многие морские суда.
Германская тайная полиция имела своих агентов и среди православных попов, которые вели обработку русских военнопленных.
После Великой пролетарской революции в СССР католические и протестантские попы и меннонитские проповедники*, жившие в нашей стране, постарались установить связь с германской военщиной, которая в свою очередь тоже была заинтересована в создании агентуры и шпионских гнезд на территории Советской республики. В январе 1918 г. немецкая буржуазия и церковники Поволжья послали своего делегата, пастора Шлейнинга, в Германию для шпионской информации германского военного командования и для содействия германским империалистам в выработке наиболее тяжелых для советского правительства условий мира.
Соратники пастора Шлейнинга из лютеранской генеральной консистории—барон Рейнгольд Мирбах, Ю. Гепнер, пасторы лютеранских церквей и представитель лютеранских приходов—поднесли главе православной контрреволюции патриарху Тихону благодарственный адрес за его антисоветскую деятельность, за призывы к свержению советской власти.
Весьма любопытно, что агент германской военщины пастор Шлейнинг при самодержавии служил Романовым, при Временном правительстве именовал себя сторонником Милюковых—Керенских и проводил подписку на «заем свободы», предназначенный для войны с Германией. Перебравшись же в Германию в 1918 г., он рекомендовал себя стопроцентным немецким патриотом и стал одним из руководителей «Колонистенбанка» и антисоветского «Союза немцев Поволжья», которые субсидировали белогвардейцев и помогали белобандиту Бермонт-Авалову. В 1919 г. по поручению этого союза пастор Шлейнинг пробрался в Таганрог к Деникину и вел переговоры о захвате деникинскими бандами немецких районов в Поволжье. Он установил тесный контакт с деникинской разведкой, чтобы в случае прихода белогвардейцев в немецкие районы истребить коммунистов.
Во время захвата Украины германскими войсками в 1918 г. церковная верхушка помогала германским империалистам создать на Украине режим колониального рабства, нищеты, голода, расстрелов и виселиц. В лице германских оккупантов церковники видели силу, которая может сломить революционное движение. Германское же командование рассчитывало на духовенство как на своих союзников и помощников в борьбе с большевиками.
В конце июня 1918 г. советник германского посольства Бехрем отправил в Берлин телеграмму с ходатайством о посылке 5 тыс. метров шелка на рясы украинским попам. «Поставка,—писал Бехрем,—желательна и в политических целях, поэтому рекомендуется установить дешевые цены» (телеграмма № 1214 министерству хозяйства).
В свою очередь церковники помогали немецким оккупантам. За подписью митрополита Антония и Платона, архиепископов Евлогия и Агапита, епископов Пимена, Дмитрия, Пахомия, Василия, Назария, Прокопия и двух Никодимов (белогородского и чигиринского) 18 июля 1918 г. было опубликовано воззвание к населению. Воззвание требовало безропотно подчиняться агенту германских империалистов—гетману Скоропадскому и прекратить революционную борьбу.
Митрополит Антоний призывал крестьян не оказывать никакого сопротивления оккупантам, которые грабили украинские города и села.
Пастор Кох и многие другие церковники были агентами и шпионами германских оккупационных войск. Ори вступлении этих войск они устраивали торжественные молебствия в церквах, проповедывали необходимость подчинения оккупантам. Пастор Кох участвовал в организации убийств революционных рабочих.
Когда германские войска были вынуждены уйти из Украины, они оставили здесь свои шпионские связи среди церковников.
Другая группировка церковных соратников германской военщины возникла после окончательного разгрома белогвардейщины. В числе белых эмигрантов в Германию приехало немало попов. Они были готовы вступить в союз с кем угодно, лишь бы свергнуть советскую власть,
В Берлине была основана православная духовная академия. Под прикрытием религии возникли притоны белогвардейцев и попов, мечтавших о гибели советской власти, готовых итти на шпионаж, диверсии и террористические акты.
Церковники распространяли листки с молитвами, сопровождая их призывами к интервенции и вредительству против советской власти,
Под прикрытием церковных названий создавались белогвардейские организации, фабриковавшие антисоветские фальшивки: «Братство святого Георгия», «Святогор» и ряд других. Деятели этих организаций были связаны с органами германского политического сыска.
Церковники были активными участниками банды грузинских белых эмигрантов—Карумидзе, Садатарашвили и др. Эта банда, раскрытая в 1929—1930 гг., занималась фабрикацией поддельных советских червонцев. Создана она была на средства нефтяника Детердинга. Фальшивомонетчики поддерживались германским генералом Крессе фон Крессештейном, который руководил составлением плана белогвардейских восстаний в СССР. Подорвать курс советского рубля, субсидировать шпионов и заговорщиков—таковы были цели этого белобандитского предприятия. Главный обвиняемый—Садатарашвили был церковником: воспитывался в константинопольском монастыре, вел агитацию за объединение православной и католической церкви. Шайка фальшивомонетчиков была связана со своими представителями в СССР—бывшими офицерами. В одном грязном клубке были спутаны германские генералы, белогвардейцы, церковники, фальшивомонетчики, шпионы.
В Германии после прихода фашистов к власти церковники—русские белогвардейцы—стали провозглашать «многая лета» в честь Гитлера. Духовенство участвовало в формировании белогвардейских штурмовых отрядов и благословляло созданную фашистами организацию под громким названием: «Российское освободительное национальное движение».
Гитлеровская книга «Моя борьба», ставшая евангелием германских фашистов, провозглашает неизбежность вооруженного нападения на СССР для превращения Советской страны в колонию германского фашизма. В этой книге Гитлер пишет, что различные религиозные организации он рассматривает как «одинаково ценные опоры».
Церковная печать в Германии дает множество примеров согласия католических, протестантских и православных попов с фашистской политикой.
Тысячи германских попов лично участвовали и участвуют в фашистских расправах с революционными рабочими. В городе Магдебурге церковники участвовали в погроме. В концентрационном лагере Ленгеншвальбах попы жестоко истязали заключенных. Беспартийный рабочий Калькгофен, бежавший из этого лагеря в Чехословакию, рассказал, каким мучениям подвергают попы рабочих. Во время одного из избиений Калькгофен крикнул попу, зашедшему в застенок:
—Отче, чего вы смотрите? Спасите меня!
Пастор подошел, ударил его палкой по голове и крикнул:
—Вот тебе спасение! Мало еще вас, собак, бьют.
Заслуживают внимания факты, показывающие, какое отношение проявляют германские церковники к «Руссикуму»—главному центру антисоветской клеветы и шпионажа, созданному папой Пием XI в Ватикане. («Руссикум»—тип семинарии в Ватикане.)
В 1930 г, германская газета «Вельт Ам Абенд» сообщала, что германские банкиры и промышленники предоставили Ватикану солидный заем на антисоветскую деятельность. Часть денег предназначалась «Руссикуму» для клеветнической агитации и подготовки шпионов, засылаемых в СССР. Субсидируемые фашистами церковно-белогвардейские клеветники, террористы, шпионы производят все новые и новые вылазки против Советского Союза.
Германская тайная полиция и военная разведка имеют сейчас немало секретных агентов из среды религиозников. В Польше немецкие пасторы, подготовляют захват германским фашизмом западных областей. В Эстонии пастор Паллон, один из основателей «немецкого клуба», неоднократно получал инструкции и деньги от германской разведки в Кенигсберге. В Латвии пастор Озолинг-Фере был видным деятелем нелегальной фашистской организации, раскрытой в 1936 г. В Литве поп Заас, активнейший член фашистской группировки, организовывал немецкие штурмовые колонны. В Финляндии пасторы-фашисты неоднократно выступали с террористическими призывами по адресу советских деятелей и мотивировали свои заявления «религиозными» доводами.
Германская военная разведка считает религиозную личину весьма удобным прикрытием шпионской деятельности. Своеобразные условия церковной деятельности дают шпионам возможность вербовки новых кадров.
В прежние годы церковники, подвизавшиеся в СССР, открыто звали к свержению пролетарской диктатуры. Сейчас они действуют более осторожно, более конспиративно. Открытая борьба против коллективизации, например, постепенно сменилась попытками взорвать колхозы изнутри путем различных вредительских мероприятий.
Секта «танцбрудеров» («танцующие братья») в Мариентальском кантоне Республики немцев Поволжья срывала в местных колхозах собрания колхозников, губила рабочий скот, портила машины. Следственные и судебные дела привлеченных в 1935 г. к ответственности вожаков этой секты показали, что «танцбрудеры» были связаны с германскими фашистами, расхищали колхозное имущество, старались производить диверсии, вели борьбу против коммунистов и комсомольцев. За границу вожаки этой секты посылали клеветнические письма и получали оттуда деньги.
Большевистская бдительность по отношению к врагам, прикрытым религиозной маской, является одним из необходимейших условий нашей борьбы с фашистской агентурой. Надо учитывать, что если за границей церковные союзники фашизма выступают более или менее открыто, то в нашей стране они всячески маскируются, лгут, лицемерят, вырабатывают утонченные приемы обмана в целях шпионажа и вредительства.
* Меннонитское религиозное течение распространено среди немцев, переселившихся в XVIII в. на Украину, в Крым и Среднюю Азию. Учение меннонитов чрезвычайно реакционно; в его основе лежит слепое исполнение библейских предписаний. В годы гражданской войны меннониты выступали на стороне немецких оккупантов, а затем Деникина и Врангеля.
«Комсомольская правда» от 28 июня 1937 г.