Cайт является помещением библиотеки. Все тексты в библиотеке предназначены для ознакомительного чтения.

Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

Карта сайта

Все книги

Случайная

Разделы

Авторы

Новинки

Подборки

По оценкам

По популярности

По авторам

Flag Counter

Классика
Куприн Александр Иванович
Язык: Русский

Странный случай

-- Вы позволите мне сесть вот здесь на ковре, у ваших ног?  

-- Если это вам доставляет удовольствие... Но с условием: не глядеть на меня так пристально и такими сладкими глазами... Ну рассказывайте что-нибудь интересное.

-- Вы меня сразу ставите в безвыходное положение. Когда мне говорят: "Рассказывайте что-нибудь интересное", я совсем теряюсь...  

-- Бедняжка!  

-- Кроме того, ведь вы знаете, что, когда я около вас, я могу говорить и думать только об одном...  

-- Что я прекрасна и что вы меня боготворите?  

-- Что я вас боготворю и что...  

-- И что готовы отдать за меня жизнь? Ах, боже мой, как вы скучны! Я слышала это от вас, по крайней мере, тысячу раз...  

-- Других вы слушали благосклоннее...

-- Не старайтесь казаться злым, мой маленький Мопассан. Я к вам гораздо снисходительнее, чем вы заслуживаете... Ай, ай, ай, как вы широко раскрыли глаза! Конечно, я к вам очень добра. Я позволяю вам безнаказанно говорить о вашей любви, не отказываю, когда вы просите поцеловать мою руку, не засыпаю, когда вы читаете вслух ваши новеллы... Неужели этого мало?  

-- Конечно, мало. Вы подали нищему корку хлеба и ставите это себе в заслугу. Вы ведь знаете, Нина Аркадьевна, вы не можете не видеть, как я вас люблю. Ни одна женщина никогда не ошибется в качестве того чувства, которое она внушает мужчине.  

-- Это я тоже слышала от вас.  

-- И вы верите мне?  

-- О, конечно! Я даже не даю себе труда сомневаться в этом.  

-- А я ненавижу вашу холодную иронию. Отчего же, если вы видите, как я мучусь, и если в вашем сердце нет даже искры чувства ко мне, отчего вы не прогоните меня из простой жалости?  

-- Но я вас и не удерживаю. Вы совершенно свободны. Я знаю только, что вы предпочтете мучиться подле меня, чем вдали, и я вам это милостиво разрешаю.  

-- Merci. Вы великодушны.  

-- Как королева?  

-- Нет, как тигрица.  

-- Ого! Мы становимся, кажется, немного дерзки?  

-- Ах, как бы я желал уметь быть дерзким! Тогда, наверно, вы не иронизировали бы так спокойно.  

-- О да, без сомнения, тогда бы наши роли мгновенно переменились. Я бы бросилась вам на грудь, умоляла бы вас о любви, может быть, даже заплакала бы. Но вы, наверно, отвернулись бы от меня с самым убийственным хладнокровием.  

-- Нет, не смейтесь над моими словами, Нина Аркадьевна! То, что я сказал про дерзость,-- не шутка, не легонькая шпилька среди салонной болтовни, а глубокая и страшная истина, содержащая в себе всю психологию женского сердца. Не улыбайтесь заранее, я сейчас разъясню свою мысль. Впрочем, и мысль-то это не моя. У Шекспира в "Ричарде Третьем" она высказана с такой гениальною смелостью, что ужас охватывает, когда читаешь... Помните, там в первом действии за погребальной колесницей Генриха Четвертого идет его невестка леди Анна. Генрих Четвертый и муж леди Анны -- Эдвард -- убиты рукою Глостера (впоследствии Ричарда Третьего) -- горбатого и хромого урода, но в то же время безгранично дерзкого человека.

Будь проклята рука убийцы злого,

-- говорит леди Анна,--

И кровь того, кто эту кровь пролил.

Будь проклято и сердце, где сложилось Решение на пагубное дело.

В этот момент показывается сам Глостер. Только у Шекспира и можно встретить такую чудовищную брань, какой осыпает леди Анна убийцу. Она плюет ему даже в глаза. Но Глостер говорит ей только о своей любви. И вот понемногу леди Анна остывает от своего озлобления, потом она уже слушает красноречивые слова Глостера и, наконец, даже принимает от него в подарок перстень.

Простися же со мной,--

просит Глостер леди Анну, уходящую от тела короля, и она уже не без кокетства отвечает ему:

Не много ль будет?

Но если ты склонил меня на лесть,

То можешь думать, что уж я простила.

Даже сам Глостер изумлен скоростью своей победы:

Как! я, зарезавший ее отца!

Как! я, зарезавший ее супруга,

Пришел к ней в час неслыханного гнева

С одним притворством дьявольским и -- что же?

Она моя -- наперекор всему!

Вот вам картина душевного мира женщины, картина, набросанная гигантскими, грубыми мазками, но как изумительно, как беспощадно верно! Зато только такие гении, как Шекспир, и осмеливаются бросать в глаза человечеству подобные сцены... И на самом деле: разве красота, или богатство, или талант покоряют женщину? Нет. Ничто, кроме страстного, напряженного желания обладать ею. "Любит тот, кто безумней лобзает!" -- воскликнул один русский поэт. Правда, он перед этим ого¬ворился: "Хороши только первые, робкие встречи". Эта оговорка, по-моему, прямо дело его болезненной натуры... Вы, может быть, спросите: почему же женщина все-таки любит больше красивых, богатых и талантливых людей? Да просто потому, что они самоувереннее. Ну как, скажите, пожалуйста, вложу я в свои слова всю силу любви и желания, если я в это мгновение страдаю оттого, что вы можете заметить на моих ботинках предательское отверстие? Или как, например, осмелюсь я излить перед любимой женщиной все, что у меня накопилось в душе, если я боюсь, что нежное выражение сделает мое некрасивое лицо смешным? Я волнуюсь и потому выражаюсь, вероятно, неясно, но вы, мне кажется, понимаете меня? И это ведь очень естественно. У мужчин так много занятий, страстей и увлечений: честолюбие, спорт, служба, наука, любимая идея... А женщина вся живет любовью и ради любви. И к любви поэтому она так чутка и так ей послушна, как мы, мужчины, и представить себе не можем.

Сойманов замолчал и опустил низко свою большую курчавую голову. Нина Аркадьевна также молча играла кистями своего светло-серого кашемирового капота, который мягкими длинными складками неясно и красиво обрисовывал ее грудь, бедра и стройные, длинные ноги. Ее изменчивое лицо красивой и капризной женщины было задумчиво.

-- А я так любить не умею и не могу, да и не хочу, по правде сказать,-- заговорил опять Сойманов.-- Мы -- нервные и тонкие артистические натуры и любим более самого чувства те чудные формы, в которые оно облекается. Хотите, я вам расскажу, как я вас люблю? Только, ради бога, не перебивайте меня вашими сарказмами. Мне это так больно... Знаете, иногда сижу я в большом обществе и слушаю, что говорят, а то и сам говорю что-нибудь. И вдруг сразу вспомню о вас. Сердце у меня забьется так крепко, и сладко, и больно, и чувствую я, как теснится у меня в груди дыхание... Или иной раз, случайно, увижу я на улице женщину, костюмом или фигурой похожую на вас; и я спешу догнать ее, дрожа от нетерпения, хотя уже и догадываюсь, что это -- не вы. А когда я иду к вам, то перед лестницей всегда остановлюсь: какая-то томительная робость сковывает мои руки и ноги. А когда я остаюсь один у себя в комнате, я сажусь, закрываю глаза руками и все твержу ваше имя: Нина... Нина... Ниночка... Поверите ли? Я в эти моменты удивительно ясно представляю себе вашу фигуру и лицо. Только во сне вот я вас никак не могу увидать, и это меня печалит. Мне кажется, что я скоро прибегну к помощи морфия.

-- Мне остается только пожалеть, что вы так неудачно поместили свои тонкие чувства,-- сказала насмешливо Нина Аркадьевна.-- Другую женщину они сделали бы счастливой.

-- Но вы-то, вы сами, неужели никогда не знали этих тревог и этих мимолетных радостей?

-- Нет. Может быть, потому, что у меня никогда не было препятствий. Мне приходилось только выбирать.  

-- Но ведь вы любили же кого-нибудь с тех пор, как овдовели?  

-- Вы сами знаете, что да.  

-- И любили же кого-нибудь сильнее, чем других?

-- Как вы неразнообразны, маленький Мопассан! Почти каждый день вы допытываетесь о моих романах. Неужели они вам так интересны?  

-- Ах, Нина Аркадьевна, вы никогда не поймете, что это за мучительное чувство -- ревность к прошлому! И вы правы: я никогда не устану вас спрашивать, кого и как вы любили. Вы говорите, а у меня вся душа переворачивается от зависти, злобы и ревности, и все хочется еще и еще слушать, до мельчайшей черточки, до последнего душевного извива. Так и кажется мне, что я всех их перед собой вижу; и мужа вашего, и этого красавца -- итальянского певца, и того гвардейца, который из-за пылкой любви к вам отстрелил себе мизинец, и сумасшедшего инженера, растратившего из-за вас...  

-- Пожалуйста, не так подробно...

-- Простите. Я действительно не имею права этого касаться... Но скажите мне искренно, неужели на любовь к ним ушли все перлы вашей души?

-- Ушли все перлы.

-- И вас совсем не соблазняет любовь -- хорошая, нежная, удовлетворенная любовь?  

-- Нет.  

-- Почему же нет? Ведь вы молоды еще, прекрасны, свободны...  

-- Вот именно оттого, что я больше всего дорожу свободой и спокойствием. Кроме того, в любви мужчин всегда есть что-то... ну, как вам сказать... ну, quelque chose de brutale [что-то грубое - фр.], и они хороши только до тех пор, пока не близки.  

-- И вам никто из них в настоящее время не нравится?

-- Я этого не могу сказать. Бывают мгновения... Иногда в танцах, во время загородного пикника, tete-a-tete [наедине - фр.] с красивым и умным собеседником во мне просыпается потребность любви. И я люблю эти моменты, но люблю так же, как люблю бокал шампанского, только... не сладкого. Не более.

Сойманов вскочил с пола и заходил в волнении по комнате.  

-- У вас просто-напросто холодная натура,-- сказал он.-- Вы эгоистка и ленивы.  

-- А вы дерзки и злоупотребляете тем, что я вам многое прощаю, как талантливому молодому писателю.

Опять они замолчали. Сойманов нервно ходил взад и вперед по комнате. Она следила за ним, закусив нижнюю губу и слегка улыбаясь.  

-- А знаете, кого бы я еще могла полюбить? -- вдруг сказала Нина Аркадьевна. Сойманов сразу остановился против нее в нетерпеливом ожидании.  

-- Во-первых, он должен быть красив. Не хмурьте бровей, потому что вы знаете, что ваша наружность мне нравится. Во-вторых, он должен быть умен, нежен, скромен и талантлив. Кроме того...  

-- Кроме того?  

-- Кроме того, он должен любить меня больше своей жизни.  

-- Но ведь я вас именно так и люблю.  

-- Не говорите неправды!  

-- Чем же я могу вам это доказать? Ну, хотите, я по вашему приказанию лишу себя жизни? Хотите?  

-- Не говорите глупостей. Вам, вероятно, вспомнилась история Клеопатры? Да если бы я и потребовала этого, вы не исполнили бы. Вы так жадно любите жизнь, что у вас никогда не хватит решимости "расстаться с милой привычкой к существованию".

Лицо Сойманова нахмурилось еще больше, даже как будто бы потемнело. Он медленно опустился на прежнее место -- у ног Нины Аркадьевны.

-- Вы очень верно заметили о моей любви к жизни,-- сказал он глухим, взволнованным голосом.-- У меня никогда не хватит сил поднять на себя руку... Но зато у меня... да и вероятно, что у меня одного в целом мире, есть верное средство исполнить ваше желание.  

-- Что же это за таинственное средство?  

-- Если хотите, я вам расскажу. Это целая история и, говоря вправду, не совсем обыкновенная.  

-- Пожалуйста. Эта необыкновенная история чрезвычайно меня заинтриговала.  

-- Несколько лет тому назад,-- начал Сойманов,-- у меня был друг. Он жив до сих пор. Кто он и как его зовут -- не правда ли, это не интересно? Мы долго жили с ним вместе и многим обязаны друг другу. Обстоятельства сложились так, что я спас от позора его семью тем, что внес в казну деньги, растраченные его отцом. Он мне тоже оказал одну, не менее важную услугу. Мы очень любили друг друга, и я положительно скажу, что нет жертвы, которую, если бы понадобилось, не принес он для меня или я для него.

Однажды он достал где-то скляночку синильной кислоты, так -- гран пять-шесть. По этому поводу мы с ним разговорились о самоубийстве. И он и я признавали, что бывают случаи, когда оно не только простительно, но и необходимо. А надо вам сказать, что милая привычка к существованию у него еще сильнее, чем у меня. И вот мы дали друг другу клятву,-- не смейтесь так преждевременно, Нина Аркадьевна,-- клятву помочь друг другу, если это потребуется,-- переселиться в лучший мир. Достаточно ему написать мне в письме только одно слово: "Пора" -- и я должен тотчас же ехать туда, где он живет, незаметно разыскать его и оказать ему (конечно, так, чтобы он меня не видел) дружескую услугу. Тем же условием обязался и он относительно меня... С этих пор и он и я носим на часах одинаковые брелоки. Сойманов показал Нине Аркадьевне маленький золотой флакончик, прикрепленный при помощи кольца к часовой цепочке. Нина Аркадьевна рассмеялась.

-- Действительно, романтическая история. Но я вас смело могу уверить, что в настоящее время и вы, и ваш друг выросли, стали благоразумнее и безопасность от полиции и суда цените выше дружеских услуг.

Сойманов побледнел.  

-- А я уверен в противном. По крайней мере, я бы не посмел отказаться... Вы не верите?  

-- Конечно, не верю,-- насмешливо возразила Нина Аркадьевна. И, вставая с дивана, она прибавила: -- Ну, однако, мой романтический писатель, я вас прогоняю... Теперь двенадцатый час. В этом вы можете убедиться, поглядев на свои часы с роковым брелоком.

Сойманов встал, поцеловал ее руку и пошел к дверям. Но на пороге он как будто бы пошатнулся, схватился за косяк и обернулся назад. Выражение его бледного лица Нина Аркадьевна не могла забыть потом во всю свою жизнь.

-- Значит, вы хотите испробовать меня и моего друга? -- спросил он с кривой усмешкой.

И странно: несмотря на то, что ее сердце на мгновение сжалось от ужаса, она отвечала, смеясь:  

-- Ах, да, пожалуйста -- это будет очень интересно.  

-- Прощайте,-- сказал Сойманов.  

....................................................................................

Через полмесяца после этого разговора был второй день Нового года, и Нина Аркадьевна принимала визиты. Последним и особенно надоевшим ей визитером был Коко Веселаго, пустой, светский мальчуган лет пятидесяти, с лысиной и моноклем. Он славился искусством знать всегда и все ранее других столичных сплетников.  

-- Ну, что же, вы еще не весь ваш запас выгрузили? -- спросила Нина Аркадьевна, воспользовавшись минутной паузой в потоке слов Коко.  

-- Ах да! -- спохватился вдруг Коко.-- Есть и еще одна интересная новость... Как это я раньше о ней не вспомнил!.. Вы помните этого... ну, как его?.. молодой писатель... Ах, вспомнил, вспомнил... Сойманова?..  

-- Отравился? -- вдруг неожиданно для самой себя вскрикнула испуганно Нина Аркадьевна.  

-- Ах, вы уже зна-аете? -- протянул Коко, разочарованный в своем удовольствии рассказать свежую новость.

Но она уже овладела собой и отвечала спокойно:

-- Да. Мне об этом писали.

<1896>

Число просмотров текста: 2131; в день: 0.46

Средняя оценка: Никак
Голосовало: 4 человек

Оцените этот текст:

Разработка: © Творческая группа "Экватор", 2011-2024

Версия системы: 1.1

Связаться с разработчиками: [email protected]

Генератор sitemap

0