Cайт является помещением библиотеки. Все тексты в библиотеке предназначены для ознакомительного чтения.

Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск.

Карта сайта

Все книги

Случайная

Разделы

Авторы

Новинки

Подборки

По оценкам

По популярности

По авторам

Flag Counter

Публицистика
Визбор Юрий
Язык: Русский

Свой голос

Запись (в сокращении) одного из последних выступлений Юрия Визбора в  творческой мастерской Московского клуба самодеятельной песни.

«Я никоим образом  не  теоретик.  И  никакими  теоретическими изысканиями не занимался. Я считаю,  что  мысль  хороша  тогда, когда она является сама, и  нет  ничего  печальнее  навязывания чужих мыслей. И еще один момент - общий и банальный: нет  таких мыслей  и  слов,  которые  сделали  бы  из  непрофессионала   - профессионала, из плохого поэта - хорошего или  из  хорошего  - отличного. Это мое глубокое убеждение. И поэтому каких-то  тайн или откровений не ждите от  меня,  потому  что  я  просто  хочу поделиться достаточно практическими,  во  многом  дилетантскими мыслями относительно того, что мы  называем  нашей  песней  или самодеятельной песней и т.д.

Песня - очень  маленький  плацдарм.  Чрезвычайно  маленький. Даже длинная песня очень  мала.  Средняя  песня  звучит  две  с половиной минуты. Это крайне маленькая площадь -  однокомнатная с совмещенным санузлом. Поэтому населять ее густо мы не  можем. То есть мы можем о многом сказать. Но как жанр она диктует  нам в эту квартиру поселить одного-двух человек, для того, чтобы их рассмотреть, чтобы была возможность  с  ними  познакомиться.  Я говорю не о числе, а о моменте  подробного  рассмотрения  души, рассмотрения ситуации.  Ситуация  должна  быть  в  определенном понятии едина. Есть фильмы, которые проверяются очень  нехитрым образом. В документальном кино есть  самый  простецкий  тест  - если можно рассказать, то это достаточно хорошая картина.  Если можно рассказать, значит,  у  нее  есть  начало  и  конец,  она конструктивно построена, значит, в  ней  что-то  произошло,  мы смогли рассмотреть либо человека, либо какое-то явление  жизни. Отчасти это относится и к песне. Я говорю не о персонажах  -  в песне их может быть очень много, а об  интонации,  о  состоянии души, о той внутренней нити, которая в песне находится,  -  она должна быть одна, а всего остального может быть много.

Во что я верю?  Я  верю  в  не  очень  сложное  высказывание Тургенева о том, что талант - это подробность. Я сейчас работал над произведением Теофиля Готье  "Капитан  Фракасс".  Он  очень подробно описывает каждую пуговицу на камзоле, заплатку, локти. Имеется в виду не такая подробность, а та, что нечто решает или создает  интонацию,  состояние   души   поющего   и   пишущего. Подробность, на которую опирается вся песня.

Посмотрите, как развивается замечательная песня Городницкого "Кожаные   куртки".   Она   развивается   очень    гладко.    В псевдоромантическом духе... Но "лысые  романтики"  -  вот  она, подробность.   Она   совершенно   не   вписывается    в    этот псевдоромантический круг. Она еще и правдива, потому что  люди, летающие на Севере, носят бесконечно шапки, и шапки эти - знаю, потому что носил их немало лет, - вытирают  головы.  И  молодые люди - они лысые. Много лысых! Вы об этом знать не  можете,  но слова "лысые романтики, воздушные бродяги" дают  вам  некоторое новое качество, представление о  правдивости  происходящего.  И поэтому слова "девочки-невесты", которые ходят еще школьницами, в нас рождают замечательное чувство, что жизнь еще не прошла... Вот она подробность, как скрытое лицо песни.

...Мне  кажется,  когда  мы  сочиняем,   занимаемся   вообще творчеством, перед нами так или иначе в той  или  иной  степени всегда встает вопрос  нашей  позиции.  Нашей  позиции  в  самом широком  смысле  этого  слова.  Мы  можем  ставить   вопрос   о гражданской  позиции,  хотя  я   хочу   отметить,   что   слова "гражданская позиция" очень часто  носят,  так  сказать,  смысл вульгарной  социологии.  Гражданская  позиция  -  это   понятие гораздо шире. Я лично придерживаюсь из двух позиций -  адвоката и  прокурора  -  позиции  адвоката,  позиции  защиты.   Позиции человека, которому нужно  утешить,  ободрить,  обнадежить.  Мне кажется, что это и есть одна из великих целей. Несмотря на  то, что в начале творчества это кажется слишком общим моментом,  но рано или поздно вы поймете,  что  вам  нужно  определиться.  Не перед кем-нибудь, не перед какими-нибудь организациями  и  даже не перед друзьями - только перед самим собой. Вот это важнейшее определение в конце  концов  самым  решительным  и  невероятным образом будет влиять на ваше творчество.

Существует мнение о разделении личности художника.  Когда  в быту и в жизни, в  социальном  окружении  художник  может  быть невыносимым эгоистом, а как только он приступает к  творчеству, тут из него... Знаете, я в это не верю. Хотя  художники  все  в общем-то  люди   сумасшедшие   и   имеют   большое   количество странностей, но в общем и целом их несовершенность и слабость - все  это  выступает  в  творчестве.   И   творчество   является единственным сколом души человеческой и самым главным.

Однажды с  Городницким  на  Грушинском  фестивале  мы  имели большую ночную беседу  по  поводу  инфантилизма  самодеятельной песни. Дело в том, что за  день  приходится  прослушать  двести песен, а когда они  начинают  идти  все  разом...  Колоссальное количество  песен  написано  слабой   мужской   рукой,   слабым мужчиной, переживающим, очень любящим,  но  в  основном  пейзаж один и тот же - дождь, ты ушла, какие-то недостатки в  жизни  и такая безвыходность молодой тоски, которая всегда несовершенна, потому что в ней нет настоящей тоски - старой, зрелой.

Этот поток песен инфантильных, причем сочиненных  во  всяких разных краях нашей страны - он поражает абсолютно. И мы с Сашей пришли  в  неописуемую  ярость  от  этого  и  рассуждали  таким образом: "Боже мой, куда же все  подевалось?"  Мы  думали,  что все-таки то поколение, к которому  мы  принадлежали,  оно  ведь вышло  из  двора.  Во  дворах  московских  бытовало  гигантское количество  песен,  которых  мы  сначала  стыдились,  а  теперь вспоминали с Сашей все  слова  -  "На  кораблях  матросы  ходят хмуро..." Это такая дворовая "понтяра",  просто  чудо!  Оттого, что  в  тех  условиях  нужно  было  выживать,  существовать,  и появились песни, в которых  виден  мужчина.  Он  может  оценить события, постоять за себя или за даму.

Я призываю к мужскому началу в песне - к тому,  что  было  у Высоцкого, есть у Городницкого. Потому что инфантилизм и  вялая позиция очень привлекательны. Тем, что она легка - эта довольно проторенная  дорога,  где  можно  вложить  массу  замечательных образов, метафор, и чем глубже  вы  будете  погружаться  в  это метафоричное болото, тем будет все хуже и хуже. Это мое  личное мнение.

Теперь маленький вопрос  -  но  он  существует.  Это  вопрос успеха. Как относиться к аплодисментам или к одобрениям. Вопрос переживания мелких или крупных  успехов.  Я  не  хочу  называть имена, но все-таки в бардовском движении был ряд людей, которые не смогли устоять перед кулачными ударами успехов.  Не  смогли. Они скатились в лучшем случае - к водке, а в  худшем  случае  - проигрывали той самой достаточно банальной пластинке, с которой был начат успех. Потому что успех  как  материальное  отражение творчества все время должен допингироваться новизной,  поиском. И даже если творчество заведет вас в неизвестные  дебри,  туда, где, кажется, ничего не выскребешь, это  небесполезные  походы, как и небесполезны момента отчаяния в творчестве.

Когда  вы  начинаете  писать  песню,   у   вас   сложившаяся конструкция,  вы  знаете,  к  чему  должны  прийти,   и   вдруг появляется момент, который вас  начинает  тянуть  в  совершенно другую сторону, куда вы и не смотрели... Я  думаю,  нужно  туда идти.  Туда,  где  темно.  И  это  замечательно.  Так  же  и  с отношением к успеху. Вас всегда должна преследовать мысль  -  я сейчас говорю, как "дедушка  русской  авиации",  -  что  успех, который вы сегодня имеете, - он вчерашний. Это успех вчерашнего дня. Сегодня ничего не  сделано  и  не  приобретено.  Нужно  не застывать, не оставаться в тех формах и на тех  горизонтах,  на которых вы только что побывали.

Самодеятельная песня отличается от профессиональной тем, что она - песня в свитере или в ковбойке. И ей  претят  блестки  на лацкане пиджака. Особенно отвратительно, когда развелась  масса песен   о   БАМе   и   когда   выходили   молодые    люди    из вокально-инструментальных  ансамблей  в   каких-то   немыслимых фиолетовых  пиджаках,  снабженных   какими-то   блестками,   и, расставив широко ноги, начинали петь по БАМ - как они там якобы куют что-то такое и ветры свистят - ну, это кошмар,  это  дикая пошлятина! Выходя на  сцену,  вы  должны  уважать  зрителя.  Вы должны одеваться пристойно, аккуратно.

Есть законы приспосабливаемости певца к залу и зала к  певцу или актеру, и я могу вас уверить, что  если  вы  даете  сольный концерт, то первые три песни проскакивают мимо. И отдавайте  их на съедение сразу. Это то мясо, в результате которого вы должны наладить общение друг  с  другом.  Если  в  вашей  одежде  есть какая-нибудь вызывающая деталь - например, красный бант, то зал весь концерт будет смотреть на этот красный бант и больше ни  о чем не думать. Образ свой вы должны, как актеры, создавать.

И последнее, как мне кажется... Искусство призвано  удивлять человека, если выражаться языком для  пешеходов,  несложным.  И через  удивление  достигать  своих,   других   целей.   Сказать человеку: "Будь героем!" - это все равно что ничего не сказать. Но спеть песню, в которой был бы элемент удивления,  того,  что может человека зацепить необычно,  -  вот  это  и  есть  номер, которым стоит заниматься. Другое дело, что существует поэзия  и вид песен, который удивителен сам по себе. Вот  Булат  Окуджава не  пользуется  какими-то   резкими   моментами.   Его   поэзия чрезвычайно пряма. Он пользуется очень  маленьким  образом,  но этот образ абсолютно точный. Это поэтическая "десятка".

Из песен, написанных мной, - а я написал около трехсот песен - пою на концертах очень мало  -  пятьдесят  песен,  которые  в сценическом ореоле. Песня, которая  поется  с  эстрады,  должна иметь очень трудно определяемое эстрадное качество. Она  должна более коротким путем, чем другие, идти к человеку, к зрителю. У меня есть песни, которые  я  очень  люблю  и  считаю  вершинами своего творчества, однако я их в жизни  не  пою  на  концертах! Потому что, во-первых, это исполнение мне безумно  трудно  -  я человек эмоциональный, и иногда у меня слезы наворачиваются  на сцене, когда я пою. Правда. И когда выносишь  любимое  дитя  во двор и говорят: "А, хорошая девочка..." - и уходят,  я  безумно расстраиваюсь.

Самое главное, что есть  в  песне,  -  это  интонация,  свой голос. И его нужно обязательно  взращивать  в  себе,  поливать, удобрять и отстаивать. И те безумные муки, когда ты  бесконечно упрекаешь себя в бездарности - в них, в этой бесконечной борьбе с собой и происходит творчество».  

1983

Число просмотров текста: 1930; в день: 0.42

Средняя оценка: Никак
Голосовало: 4 человек

Оцените этот текст:

Разработка: © Творческая группа "Экватор", 2011-2024

Версия системы: 1.1

Связаться с разработчиками: [email protected]

Генератор sitemap

0